Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция


Прекрасен, богат и славен был Эфес. На всю Ионию были известны его мореплаватели и творцы. Много красивейших зданий они возвели - гордо сияли дворцы и храмы под солнцем юга, делая честь своим создателям. Артемисион возвышался на землях древнего Эфеса. Храм Артемиды в Эфесе, девы, чьи лук и стрелы были для жителей города священны.

Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Один из самых прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира.

Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим временам. Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н. э. и небольшой храм с двумя колоннами перед входом размером 16 х 31 м.

Артемида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом - покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц. Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты. Храм никак не должен был уступать по красоте богини, в честь кого он был воздвигнут.

В эфесском храме почиталась Артемида Многогрудая - покровительница деторождения. Также Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок, основавших Эфес. "И сам город, и великий храм богини Артемиды в нём, построены по желанию и на деньги амазонок", так писал об истории города Плиний-старший.

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса.


Модель храма в Турции в парке Миниатюрк


Строительство знаменитого храма

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причем по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Храм обещал быть красивым. Но красота - то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись - но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав. Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался - что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти - и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому…

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чем есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчетах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колеса послушно покатывались за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления. Утром к запершемуся архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. При Херсифроне были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.). Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры. Гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н. э. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище.

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Плиний писал об Артемисионе: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Колонн вокруг здания тоже было множество - знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных колонн… Однако неизвестно, как именно он был украшен. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

Феликс Кривин. Герострат


Геростратова слава

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе - мы уже никогда не узнаем, потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

В ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…

Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил - а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».

Строительство нового храма

Храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том прежнего архитектора Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в еще больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причем часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

«После того как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма»,- пишет Страбон.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней,- одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Бюст Александра Македонского


В благодарность Александру Македонскому, выделившему денег на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погруженных в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна…

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. В «Деяниях апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини, изготовление которых было здесь самым прибыльным ремеслом.

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Вид на руины храма


Источники :

Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Храм Артемиды. Источник: pinterest.com

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.


Источник: wikipedia.org

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже , захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.


Греческое поселение Эфес было основано в XI веке на побережье Эгейского моря, как колония, и названо по преданию в честь амазонки Эфесии, в которую влюбился сын афинского правителя Андрокл. Артемида, дочь Зевса и сестра Аполлона, считалась покровительницей амазонок, поэтому она являлась для поселенцев главным почитаемым божеством, для которого был возведен первый небольшой храм.

В греческой мифологии она была защитницей всего живого на земле, олицетворением плодородия, охраняла брак и жен во время родов — не удивительно, что ее культ был очень популярен в античности.

Чаще всего ее изображали юной красавицей в короткой тунике с луком и колчаном, в окружении нимф и ланей. Как и амазонки, богиня была девственницей, с обетом безбрачия и жестоко наказывала представительниц из своей свиты за его нарушение.

В V в. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом. Вера эфесян в свою патронессу была так велика, что они не возвели оборонительные укрепления. Умиленный такой наивностью завоеватель не решился разрушать город, наоборот, при нем он достиг наивысшего расцвета.

Горожане были убеждены, что своим благоденствием они обязаны дочери Громовержца, и решили построить в ее честь храм.

В скором времени произошло событие, которое было признано знамением. Стадо овец паслось на холмах недалеко от поселка. Один из баранов, не желая уступить тропу другому такому же строптивцу, нацелился в противника, но промахнулся и ударился о скалу. Кусок камня, отлетевший от удара рогов, оказался белейшим мрамором.

Трудный вопрос о доставке мрамора для строительства решился сам собой. В 12 километрах были разбиты каменоломни.

Начался сбор средств. Львиную долю от необходимого пожертвовал Крез, в благодарность за что, его имя было увековечено в основании комплекса.

Возведение грандиозного сооружения продолжалось более ста лет. Три поколения строителей трудились над его созданием.

Такая трудоемкость была определена поставленной сверхзадачей: сотворить храм Артемиды в Эфесе сейсмоустойчивым. Это решение было принято первым зодчим Херисфроном, потому что на побережье Эгейского моря часто случались землетрясения.

Для достижения этой цели было выбрано ближайшее болото.

По мнению конструктора, рыхлая заболоченная почва должна уменьшить воздействие землетрясений и сохранить его творение. Во избежание его провала в топь, под фундамент храма Артемиды в Эфесе был выкопан глубокий котлован и заполнен специальной забутовкой из дерева и шерсти.

Следующая проблема, возникшая перед создателями, — как по бездорожью доставить тяжелые каменные столбы? Херисфрон превратил колонны в гигантские оси, на которые были насажены колеса и благополучно доставлены упряжками быков к месту стройки.

Святилище было построено в 450 году до нашей эры.

Недолго услаждал взоры обывателей и гостей полиса красавец-дворец. В 356 году до н.э. один человек возмечтал прославиться на все времена, совершив поджог, уничтоживший этот шедевр зодчества. Под пыткой он сознался в содеянном. Имя казненного было проклято и предано забвению, но осталось в истории. С тех пор «слава Герострата» имеет значение «позорная слава».



Возрождение храма Артемиды в Эфесе

Пепелище храма Артемиды было как нож в сердце почитателям, очень его любившим. Они задумали реконструировать его и начали собирать пожертвования.

Щедрейшим дарителем захотел быть Александр Македонский, под чьей властью теперь находился Эфес.

По преданию дочь Громовержца не смогла защитить свое капище, потому что в эту ночь была в Македонии, присутствуя при рождении будущего величайшего полководца.

Памятуя об этой легенде, Александр Великий сделал крупный взнос на новый дворец бессмертной воительницы.

Архитектор А. Дейнократ за несколько лет отстроил здание заново по прежнему плану и на старом фундаменте, подняв еще выше ступенчатую основу. Возродившийся как птица Феникс из пепла, мемориал был великолепнее прежнего и был отнесен к Чудесам света.

Огромный белоснежный комплекс, казалось, парил в воздухе. Такое впечатление создавалось из-за высокого основания и колонн, восемью рядами опоясывавших его. 127 восемнадцатиметровых мраморных столбов покоились на прямоугольном возвышении со сторонами 52 на 105 метров.

В центре находилась15-метровая статуя божественной девы из слоновой кости, золота и драгоценных камней, изображенная в необычном виде: женщины со множеством грудей.
Скульптуры, полотна лучших мастеров Греции украшали помещения изнутри.

Одна из картин, изображавшая Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу, была настолько реалистичной, что пораженные мастерством художника Аппелеса эфесцы заплатили ему неслыханную по тем временам сумму: 25 талантов (более 400 кг) золота.

Слава о красоте храма Артемиды в Эфесе распространилась далеко за его пределами. Сотни, тысячи людей приезжали туда, чтобы полюбоваться архитектурным шедевром и статуей «многогрудой» богини.

Жрецы не подчинялись никому. Там было не только место поклонения, но и центр деловых встреч. На его территории обвиняемый в преступлении мог укрыться от наказания.

Недалеко от берега Эгейского моря располагаются руины Сарды – античного города, бывшего в свое время столицей Лидии. На сегодняшний день в этом районе ученые-археологи активно проводят раскопки. Пока что точную дату основания города Сард они назвать не могут – никаких сведений об этом еще не было обнаружено.

Известно только, что столицей Лидии город Сард был примерно в 680-547 годах до нашей эры. Среди наиболее известных правителей Лидии вспоминается в первую очередь царь Крез, правивший в ней в 563-546 годах до нашей эры. Он оставил свой заметный след в истории не только благодаря своему несметному богатству, но еще так же и тем, что именно он дал приказ о чеканке первых монет в Лидии. Старинная легенда гласит о том, наличие в реке Пактоле (на ней стоял город Сард в те времена) золотой пыли, можно объяснить тем, что когда-то очень-очень давно мифический царь Мидас омывал в ней свои ладони.

Даже несметное богатство не смогло спасти царя Креза. Его участь была весьма печальна – во время покорения Сарда войсками Кира IIцаря Лидии Креза заживо сожгли на костре. В 334 году до нашей эры город Сард был завоеван войсками Александра Македонского, затем его покорили римляне. Именно во время их правления Сарды обрели наконец-то статус метрополии. На протяжении долгих веков город Сард всегда оставался очень важным торговым и культурным центром.

Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды (Temple of Artemis in Sardis) - крупнейшего античного святилища в Малой Азии. Он был похож на знаменитое «чудо света» - который больше известен широкой публике. Его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.

На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.

Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии. Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.

Фото 3.

Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв - они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости. Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.

Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины - храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, «священная проституция» приносила храмам существенные доходы. О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) - это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м. По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его - курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.

Фото 4.

После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер. Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды - богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же «таинства», что и в храме времен лидийских царей.

Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина - 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась. В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать. Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи - императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).

Фото 5.

Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров - и никакой защиты.

Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов - любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.

А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт - так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их. Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого…Все были свои - и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.

Фото 6.

Здесь можно прийти к выводу, что великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования - без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы, такой какой мы ее знаем.

Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев - гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили и храм Артемиды в Эфесе, и взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел - так что греки запомнили их, как выходцев из адских пучин, и впоследствии, изображали киммерийцев как жутких стражей ада, живущих на далеком севере. Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов «варваров» могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие…

Фото 7.

В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено. Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.

При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:
«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
И далее:
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.»

Библейское определение Сардиса - «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.

Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.

Фото 8.

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера (рис. 243; табл. 101). Его размеры по стилобату составляют 48,5 x 104,0 м. При перестройке храма около 325 года до н. э., после пожара, была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V века до н. э. В римскую эпоху он также претерпел небольшие изменения. Храм имел 8 x 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасаду. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего лишь на один интерколумний (рис. 243).

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия (рис. 244). Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (табл. 104, фиг. 3). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы (рис. 245).

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени, позволяет проследить некоторое изменение ордера. Так, показательно сравнение баз колонн этого храма, относящихся к V и IV векам до н.э., а также сопоставление их с базами других ионических храмов (рис. 246-247 а, б, в).

Фото 9.

Первые раскопки в Сардах были начаты в 1910 профессором Г.Батлером – главой экспедиции, организованной по инициативе Д.Робинсона. Работы проводились в течение нескольких раскопочных сезонов, в том числе пятого в 1914 и шестого в 1922. Основным объектом исследования явился большой ионический псевдопериптерный храм Артемиды, две ионические колонны которого возвышались над землей на 9 м. Строительство храма было начато в 4 в. на месте более ранних сооружений, разрушенных в 546. Храм имел по восемь колонн с торцов и по двадцать по боковым сторонам и глубокие портики. Две колонны восточного портика высотой в 18 м сохранились целиком, а еще тринадцать – на половину первоначальной высоты. Две колонны имеют базы, скорее всего в подражание эфесским. Одна капитель и одна база находятся сейчас в музее Метрополитен, где хранятся также несколько лидийских ваз, терракотовые маски и скульптуры, расписные терракотовые архитектурные плиты с отлитыми в форме рельефами, черепицы перекрытия и несколько лидийских надписей. Лидийцы первыми изобрели рифму. Двуязычная надпись – по-лидийски и по-гречески – свидетельствует, что имя «Бахус» – лидийского происхождения. Удалось выявить много лидийских слов, но полностью лидийские тексты до сих пор не прочитаны.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png