Разделы: Музыка

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А. Каменский и В.А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных детей, педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей решает и ряд важных задач:

  • повышение мотивации учащихся к обучению;
  • развитие интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности; активизация творческого потенциала учащихся;
  • повышение интереса учащихся к музыкальной культуре;
  • обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей современного уровня.

Использование в процессе музыкального образования и воспитания информационно-коммуникационных технологий стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными. Итак, рассмотрим эти формы дидактических материалов подробнее.

Мультимедийная презентация

Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.

  • Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др.
  • Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.
  • Виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, по музеям-квартирам композиторов.
  • Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма.
  • При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема. Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала; можно распечатать и раздать учащимся в качестве раздаточного наглядного материала.
  • Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с учащимися эта запись просматривается и обсуждается.
  • При обучении ребенка игре на музыкальном инструменте можно использовать презентации-концерты, для знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.
  • Возможно также использование интернет-ресурсов для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В заключение хотелось бы отметить важность и нужность использования педагогом-музыкантом информационных технологий. Это способствует повышению интереса учащихся к обучению, повышению эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.

Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов обучения.

Список использованной литературы

  1. Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
  2. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
  3. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
  4. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы

1

Статья посвящена такой актуальной проблеме профессионального образования, как использование информационных технологий в структуре современного музыкального образования. Данные технологии рассматриваются как возможный инструмент разрешения противоречий между необходимостью оптимизации процесса музыкального обучения с помощью внедрения информационных, информационно-коммуникативных и компьютерных технологий и отсутствием теоретического и методического обоснования их использования в современном музыкальном образовании. В данной статье проблема использования информационных технологий в процессе обучения музыке проанализирована с позиций философии, педагогики и психологии. Автором были выделены основные направления развития процесса интеграции традиционного и дистанционного видов обучения музыке, выявлены основные причины недостаточного использования компьютерных методов музыкального обучения, а также было определено место процесса дистанционного музыкального обучения в проблематике современной науки.

информационно-коммуникативные технологии

современное музыкальное образование

педагогические технологии дистанционного обучения

дистанционное обучение музыке

информационные технологии

1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы // Интеграция образования. - 2002. - №2/3. - С. 99-105.

2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. – С. 15-23.

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – Т. 3. - 399 с.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - №4 (9). - С. 123-138.

6. Дьяченко Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1983. - 200 с.

7. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: 2000. -196 с.

8. Ключкова Е.Ю. Основные направления процесса интеграции дистанционного и традиционного музыкального образования // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2014 г.). - М., 2014. - С. 39-42.

9. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в университете: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - №6. - С. 84-90

Активное развитие различных видов техники, в том числе и компьютерной, начавшееся в середине XX века и охватившее все сферы деятельности человека, теперь является неотъемлемой частью действительности. Электронные технологии используются повсеместно, в науке и культуре, в быту и при организации досуга. В музыкальной педагогике подобные методики появились только в последние десятилетия, однако они уже приобрели большое значение в сфере творческой деятельности, что не могло не отразиться на учебных планах различных профильных заведений, где стали внедряться курсы музыкальной информатики и электронной музыки для композиторов. Также стали возникать компьютерные классы в музыкальных школах, сформировались такие направления, как звукозапись для звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, звукотехников и звукооператоров. Во многих частных музыкальных школах ведутся занятия для концертных и радио DJ(ди-джеев). Также активно, особенно в последнее время, обсуждается вопрос формирования самостоятельной формы дистанционного музыкального обучения.

Следует отметить, что музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития. Имеется в виду всего лишь определенная устойчивость и преемственность традиций, основанных на эмпирически обусловленных методах работы. Особенно это касается представителей исполнительского направления музыкальной деятельности, которые являются подавляющим большинством среди всех обучающихся музыке .

С данным фактом связаны и формы обучения, так как исполнительские навыки передаются через личный контакт с педагогом в процессе индивидуальных занятий, а не при помощи лекций, предназначенных для широкой аудитории. Поэтому ограничиться разработкой методических руководств по овладению инструментом невозможно, как не представляется реальным подменить различными рекомендациями процесс живого общения с педагогом по специальности. Именно в этом заключено самое главное отличие музыкально-педагогического процесса от других форм организации обучения, принятых в других учебных заведениях гуманитарного направления.

Однако, в музыкальной деятельности есть ряд дисциплин (например, теоретические и историко-теоретические дисциплины) которые не предъявляют строгих методических требований к организации учебного процесса. Именно с этим связан тот факт, что первые комплексы по развитию слуховых навыков и чувства ритма, компьютерные программы и дистанционные курсы были разработаны в США по предметам «Элементарная теория музыки», «История музыки», «Сольфеджио» (Дж. Эванс, Р. Глейзер и Л. Е. Хомм и др.). В этом же направлении работали педагоги различных учебных заведений, среди которых ведущие музыкальные и музыкально-педагогические ВУЗы страны.

Стоит отметить, что, несмотря на активное внедрение методов дистанционного обучения в музыкально-педагогический процесс, отношение к этому в среде преподавателей весьма неоднозначное. Определенное негативное отношение к компьютеризации музыкальной сферы деятельности человека связан не только с общим консерватизмом музыкально-педагогических устоев, но и с рядом проблем, связанных с организацией процесса формы обучения на расстоянии. Для успешного получения знаний и овладения умениями и навыками необходимо выполнение ряда педагогических условий, которые являются обязательными для успешного учебного процесса, таких, как наличие оборудования у всех участников, владение навыками работы с компьютером и сетью Интернет. Перед руководством учебного заведения всех уровней, как правило, встают вопросы: кого, чему и как обучать при внедрении дистанционной формы обучения?

Во многих профильных музыкальных учебных заведениях России уже сейчас существует разновидность дистанционной формы обучения в виде мастер-классов. Однако, данная форма получения информации носит разовый характер и, как правило, очень ограничена по времени. Для представителей отдельных направлений, например, для звукорежиссеров, существуют курсы повышения квалификации как с получением дипломов и сертификатов, так и без таковых. Отдельных полноценных факультетов удаленного музыкального обучения в России пока не существует, хотя основы законодательного урегулирования системы дистанционного образования были зафиксированы впервые в 1995 г. Целым рядом законодательных актов, в которых были прописаны основные понятия, цели и задачи, связанные с дистанционной формой обучения. Основным же документом, регламентирующим применение новых технологий в образовательной сфере, на данный момент является Федеральный Закон Российской Федерации №11-ФЗ, который регулирует изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В данном законе впервые были зафиксированы основные определения, касающиеся применения электронных ресурсов в обучении и неконтактных образовательных технологий. Данный документ является полноценной законодательной основой и открывает возможность для организации дистанционного обучения в учебных заведениях любого уровня .

Однако, несмотря на радужные перспективы, связанные с государственной поддержкой дистанционного образования во всех сферах науки, по-прежнему остается открытым вопрос, чему можно учить при помощи данной формы организации педагогического процесса?

Анализируя программы дистанционного обучения в России и за рубежом, можно сделать вывод, что данная форма используется, прежде всего, в тех специальностях, где основой являются не практические навыки, а теоретические знания. Программ, связанных, например, с искусством, медициной или спортом очень мало, так как в процессе передачи практических навыков без непосредственного контакта возникает ряд проблем, в том числе экономических. Что же касается уже существующих программ, то отсутствует необходимая статистика успешности применения не отдельных технических программ, а самостоятельной формы удаленного обучения. По сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж «Беркли-online», который ежегодно выпускает десятки дипломированных музыкантов во всем мире, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие, как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин. Особое распространение Интернет-технологии получили среди студентов музыкальных учебных заведений в связи с возможностью просмотра и анализа концертных записей выдающихся музыкантов прошлых лет, которые со временем приобрели не только эстетическое, но и воспитательное обучающее воздействие.

Однако, следует отметить, что, несмотря на существенные плюсы дистанционного музыкального образования, многие педагоги по-прежнему относятся к данной форме обучения настороженно. Это связано, в первую очередь, с тем, что для использования компьютера и информационных технологий в обучении, необходимо обладать определенными знаниями, умениями и навыкам в технической области или постоянно взаимодействовать со специалистом в данной сфере. При этом педагог должен осознавать реальные возможности электроники в рамках музыкального обучения, отдавать себе отчет в том, насколько успешным будет применение методов дистанционного обучения в учебно-методической работе, владеть навыками составления алгоритмов компьютерных обучающих программ, обладать знаниями в области оптимизации предоставления компьютерной информации. Именно с этими факторами связана сложность в организации самого процесса получения музыкального образования в удаленной форме. Педагоги многих учебных заведений, занимающиеся данной тематикой, задаются вопросом, как именно осуществить внедрение удаленных форм обучения в образовательный процесс .

Ментюков А.П., считает, что единственную и наиболее эффективную возможность использования различных вариантов дистанционного обучения предоставляет на данный момент разработка методических пособий по дисциплинам исторического и теоретического цикла и их активное распространение через сеть Интернет. При этом должны учитываться пожелания будущих абитуриентов, студентов, уже обучающихся в учебных заведениях или самостоятельно, а также должна учитываться перспектива использования этого контента в образовательном процессе.

На сегодняшний день только два учебных заведения в России имеют на своих Интернет-сайтах разделы, в которых представлены материалы, предназначенные для получения дистанционного образования - это колледж им. Гнесиных и Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки. Это связано с тем, что область удаленного музыкального обучения еще находится в стадии развития, учебные электронные пособия и авторские видеоматериалы педагогов только создаются. В первую очередь разработка компьютерных обучающих программ затрагивает теоретические дисциплины, такие, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и некоторые другие.

Подобную картину можно наблюдать не только в России, но и в большом количестве других стран, хотя во многих учреждениях существует возможность компьютерного обучения, но, как правило, она ограничивается доступом к ресурсам нотной библиотеки, архиву аудио и видеозаписей, тестам самоконтроля, как это было осуществлено, к примеру, в Массачусетском Технологическом институте или в Йельском университете.

Если приводить конкретные примеры, то среди зарубежных разработок, посвященных дистанционному музыкальному обучению, можно выделить несколько наиболее интересных и популярных компьютерных программ и интернет-ресурсов (ViolinLab, Ear-Master, MusicwareExplorer, SingingTutor), которые можно рассматривать в качестве технического средства обучения, помогающего в получении знаний, формировании общих музыкальных и специальных умений и навыков. Самой известной из перечисленных программ является «EarMaster» («Мастер развития слуха»). Данная программа предназначена для развития музыкального слуха и чувства ритма и используется на начальных этапах обучения музыке в частных музыкальных школах. Если говорить об обучении игре на инструментах, то для дистанционной формы используется чаще всего гитара. В качестве наглядного примера можно рассмотреть музыкальную обучающую программу «GuitarHero». Красивая графика, привлекательное в тембровом отношении звучание инструмента и простота изучения нот в виде табулатур делают данную программу весьма популярной у начинающих. Принцип работы подобных программ построен на воспроизведении записи мелодии или пьесы и графическом изображении расположения нот на грифе и времени их нажатия.

Также существует множество программ для написания и редактирования нот (Finale, Sibelius, GuitarPro, Score), работы с аудиофайлами (SoundForge, Cakewalk и др.), звукозаписи (ProTools, Cubase, Nuendo и др.). Данные программы в соответствии с образовательными стандартами, принятыми в России, теперь входят в учебный план дисциплины «Музыкальная информатика» .

Несмотря на низкий уровень использования компьютерных технологий в музыкальном педагогическом процессе, развитие в данной отрасли продолжается. Об этом свидетельствует появление курсов музыкальной информатики и электронной композиции, которые преподаются не представителями технических наук, а музыкантами. Популяризация звукорежиссуры тоже способствует повышенному вниманию к компьютеру со стороны музыкантов. Также позитивно влияет на процесс развития дистанционного образования модернизация индустрии музыкальных инструментов. Огромный выбор синтезаторов, электрогитар, электронных барабанных установок, электроскрипок и др. также вызывает интерес в музыкальной среде и требует определенной методики преподавания. Именно в этой отрасли преподавания основ игры на электроинструментах и происходит основное развитие дистанционных форм образования в виде видео-уроков, курсов лекций, записанных на диски, компьютерных программ, предназначенных для создания табулатур (например, GuitarPro), online-занятий при помощи программы Skype и др..

В заключение следует отметить, что актуальность внедрения методов дистанционного обучения в систему музыкального образования тесно связана с общей ситуацией в современной педагогике, ориентированной на развитие и укрепление межпредметных связей, среди которых наиболее активно развивается взаимодействие с техническими направлениями и средой компьютерных технологий. Также очевиден тот факт, что электронная музыка постепенно привлекает все больше внимания со стороны профессиональных музыкантов и композиторов, как в академической среде, так и в других музыкальных стилевых направлениях. Отдельно следует сказать, что наличие определенных проблем в художественном воспитании подрастающего поколения подталкивает к поиску различных решений, учитывающих современные технологии, окружающие учеников в их повседневной жизни.

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ключкова Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19703 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационные технологии в музыкальном образовании.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Информационные технологии все более активно используются при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования.

В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

    технические средства: компьютерная техника и средства связи;

    программные средства, которые могут быть различного назначения.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

    в развитии личности (в развитии мышления, эстетического воспитания), формировании информационной культуры;

    в осуществлении общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»);

    в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

    компьютерные учебники (уроки);

    программы-тренажеры (репетиторы);

    контролирующие (тесты);

    информационно-справочные (энциклопедии);

    имитационные;

    моделирующие;

    демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

    учебно-игровые;

    досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания. Существуют следующие виды компьютерных образовательных программ:

    электронная музыкальная энциклопедия;

    библиотечные информационно-поисковые системы (нотные архивы);

    компьютерные программы контроля знаний.

Музыкальные компьютерные программы способствуют воспитанию художественного мышления музыканта; развитию музыкальных способностей; изучению основных понятий, терминов; формированию практических навыков; творческой деятельности обучающихся.

На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения: программы, дающие теоретические знания; программы, направленные на развитие слуха; программы по музыкальной литературе; программы, дающие знания и навыки по специальности; программы, развивающие творческие способности; комбинированные программы.

    Программы, дающие теоретические знания. Направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий. Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.

    Программы, направленные на развитие слуха, Включают в себя различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического, мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты интонации.

    Программы по музыкальной литературе . Это могут быть книги, энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных произведений в виде MIDI-файлов, краткие биографии композиторов и музыкантов. Тексты программ по истории музыки и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений и статьи. С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить информацию о созданной им музыке, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах.

    Программы, дающие знания и навыки по специальности . Обеспечивают овладение каким-либо музыкальным инструментом – фортепиано, гитара и пр. (естественно, до определённого уровня).

    Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков, несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и создают уже свои композиции.

    Комбинированные программы . Содержат знания по истории, теории музыки, основам композиции. Включают в себя лекции, упражнения, игры, развивают творческие способности.

Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике. Появляются новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, музыкальные компьютеры). Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии. Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Музыкальные компьютерные технологии также широко применяются во внеурочной и концертной деятельности.

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо как для профессиональной подготовки исполнителей, так и для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

Кроме того, внедрение информационных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов -музыкантов медиакомпетентности, умения обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки работы с информацией, способствует повышению квалификации самого педагога.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром», позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Таким образом, информационные технологии - это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных технологий дает обучающимся, преподавателям возможность более эффективного распределения времени для реализации творческого потенциала.

Внедрение новых информационных технологий в практику музыкального образования способствует совершенствованию устоявшихся форм и методов обучения. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, повышать эффективность и качество учебно – воспитательного процесса.

Современные технологии оказывают положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры обучающихся, развитие наглядно-образного мышления, музыкальных знаний, умений и навыков, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, способствуют усилению мотивации учения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями . Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.


Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

3.1 Программные средства обучения музыки

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

· музыкальные проигрыватели,

· программы для пения караоке,

· музыкальные конструкторы,

· музыкальные энциклопедии,

· обучающие программы,

· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т. д.

Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной сиситемы Windows.

Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например,«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия » , где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.


Программа «Музыкальный класс» , позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов.

В программе имеется также раздел «Теория музыки» , в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов.

В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики» , «Музыкальные кубики» . Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино ». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.

Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором ». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.

Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.

Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку.

Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Для кого предназначен курс: Педагоги по музыке, работающие в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ, НОО, ООО, СПО3+,ВО3+ нового поколения - общеобразовательных школ, гимназий, школ-интернатов, детских школ искусств, средне-специальных, высших и других типов образовательных учреждений, методисты, классные руководители, желающие поддержать своих учеников в их образовательном движении; локальные координаторы дистанционного обучения; руководители, которые меняют стереотипы в обучении; студенты старших курсов педагогических вузо в.

О курсе:

Современная жизнь требует нового подхода к обучению. Стремительно развивающиеся технологии все активнее проникают в жизнь и творчество человека. Новые информационные технологии в музыке произвели переворот в процессе создания, редактирования и записи звука. Благодаря этому, музыка используется как средство обучения и предмет изучения, что делает её актуальной в настоящее время. Поэтому этот курс представляет определенный теоретический и практический интерес, как для педагогов, так и для учащихся XXI века. Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Вот некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую роль.Это создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, система управления партитурой в реальном времени, создание аранжировки и оригинальные композиции с использованием программ секвенсоров, синтеза звука и электронной музыки, интерактивных исполнительских систем, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, подготовка фонограмм и клипов, системы алгоритмической музыки и т.п.

Цели курса: сформировать ИКТ-компетентность педагогов по музыке, совершенствовать навыки владения информационно-компьютерными технологиями, навыками критического мышления в образовательном процессе для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся, повышения интереса, мотивации к занятиям музыкой, совершенствования форм и методов педагогического процесса, повышения результативности занятий музыкой; разработать итоговую творческую презентацию «Музыкальная информатика» с использованием ИКТ технологии; рассмотреть педагогические основы использования ИКТ в практике педагога по музыке. .

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 108 часов.


Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png