Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2 )

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
  • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  • Итог урока – 1-2мин
  • Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  • Домашнее задание 2-3 мин
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знани
    й.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд ) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка;
    строка;
    столбец;
    формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку;
    вертикальный столбец;
    курсор – рамку на экране;
    пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку;
    столбец;
    содержимое ячейки;
    имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D;
    К13;
    34;
    АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF;
    F12;
    АБ;
    113.
    АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D;
    F12;
    АБ3;
    В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число;
    текст;
    лист;
    формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой;
    в формуле есть ссылка на пустую клетку;
    в формуле есть циклическая ссылка;
    столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени;
    в строке состояния;
    в строке формул;
    в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру;
    по центру выделения;
    по правому краю;
    по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4;
    8;
    9;
    10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6;
    (С3+C5)/E6;
    (D4+D6)/E7;
    (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

    A B C D
    1 5 2 4
    2 10 1 6

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    2*B1
    =2*A2
    =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
    б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек - по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три - по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой . Тип диаграммы – График или Точечная . Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд) ,

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1 : Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа .

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму . (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ).

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Значения, мм

    Сотка
    Аршин
    Четверть
    Вершок
    Фут
    Дюйм
    Линия

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд )

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд )

    VI. Домашнее задание

  • Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  • Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
  • Выставление оценок за урок.

    – Урок окончен. Спасибо за работу.

    Практическая работа: «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы»

    Теоретический материал:

    Деловая графика область компьютерной графики , предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

    Назначение деловой графики - создание иллюстраций, часто используемых в работе различных учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы.

    Цель: формирование ключевых компетенций.

    Задание: Сформируйте и заполните накопительную ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 года. Номера в гостинице 1-местные стоят для каждою клиента 1800 руб. в день, 2-местные 1200 руб. с каждого клиента. Номер можно забронировать. Бронь в гостинице может быть двух видов: групповая и индивидуальная и оплачивается отдельно. При бронировании на группу оплат за первый день проживания увеличивается на 25% от стоимости номера, в тех случаях, когда брони нет или она индивидуальная, доплаты нет.

    Тип брони и количество дней проживания в каждом номере представлены в таблице.

    Рассчитайте оплату за бронь для каждого номера, если такая есть. Рассчитайте оплату за все дни проживания по каждому номеру гостиницы. Рассчитайте итоговые данные по гостинице: оплату за бронь, количество дней проживания в месяц, полную оплату по гостинице за месяц. Определите среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания.

    Ход работы:

    1. Используя навыки работы с электронными таблицами, заполните предложенную таблицу исходными данными.

    Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 г.

    Номер комнаты

    Тип занимаемого номера

    Стоимость номера с человека в день (руб.)

    Тип

    брони

    Оплата за бронь (руб.)

    Кол-во дней проживания

    Оплата за дни проживания (руб.)

    1-местный

    группа

    1-местный

    группа

    1-местный

    инд.

    2-местный

    инд.

    2-местный

    2-местный

    2. Статистические графики.

    Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в форме таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистические данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

    Статистическая таблица отличается от других табличных форм следующим:

      является итогом сводки первоначальной информации.

    Таким образом, статистическая таблица – способ рационального изложения и обобщения данных о социально-экономических явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

    Основные элементы статистической таблицы, представлены на рис.5.1., составляют её основу.

    Название таблицы (общий заголовок)

    Рис. 4.1. Остов (основа) статистической таблицы.

    Табличная форма представления числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемого графой , и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке .

    Статистическая таблица содержит три вида заголовков:

      общий – отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.;

      верхние заголовки характеризуют содержание граф;

      боковые характеризуют содержание строк.

    Остов таблицы, заполненный заголовками, образует её макет. Составление макетов таблиц - важное направление обработки статистических материалов. Для того чтобы получилась полная таблица, достаточно внести данные статистической сводки в пересечение каждой строки и графы. Схематично взаимодействие основных элементов статистической таблицы представлено на рис 4.2.

    В случае необходимости таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

    Статистическая таблица, подобно предложению в грамматике, имеет подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы характеризует объект исследования, в нём дается перечень единиц совокупности либо групп исследуемого объекта по существенным признакам. Сказуемым таблицы являются цифровые данные, характеризующие подлежащее. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, сказуемое - сверху в виде названий граф.

    Статистическая таблица

    Полная статистическая таблица

    заголовок

    Цифровые статистические данные по графам и строкам

    внутренний

    Рис. 4.2. Основные составляющие элементы статистической таблицы.

    В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

    По построению подлежащего таблицы могут быть:

      простыми,

      групповыми,

      комбинационными.

    Простой называется такая статистическая таблица, в подлежащем которой нет группировок. Простые таблицы бывают:

      монографические характеризуют не всю совокупность единиц, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку (пример табл. 4.1 );

    ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, метод наглядного изображения и обобщения данных о социально-экономических явлениях посредством геометрических образов, рисунков или схематических географических карт и пояснительных надписей к ним. Графическое представление статистических данных отчётливо и наглядно отображает взаимосвязь между явлениями и процессами общественной жизни, основные тенденции их развития, степень их распространения в пространстве; позволяет увидеть как всю совокупность явлений в целом, так и отдельные его части.

    Для графического представления статистических данных используются разнообразные виды статистических графиков. Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов. К ним относятся: экспликация графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, поле графика. Вспомогательные элементы делают возможным чтение графика, его понимание и использование. Графики можно классифицировать по ряду признаков: в зависимости от формы графического образа они могут быть точечными, линейными, плоскостными, пространственными и фигурными. По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

    Наиболее распространённый способ графических изображений - диаграмма. Это чертёж, на котором статистические данные представлены как геометрические фигуры или знаки, а территория, к которой относятся эти данные, указана только словесно. Если диаграмма наложена на географическую карту или на план территории, к которой относятся статистические данные, то график называется картодиаграммой. Если же статистические данные изображены путём штриховки или раскраски соответствующей территории на географической карте или плане, то график называется картограммой.

    Для сравнения одноимённых статистических данных, характеризующих разные объекты или территории, могут быть использованы различные виды диаграмм. Наиболее наглядны столбиковые диаграммы, на которых статистические данные изображаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников. Их наглядность достигается сравнением высоты столбиков (рис. 1).

    Если базовая линия расположена вертикально, а столбики горизонтально, то диаграмма называется полосовой (ленточной). На рисунке 2 приведена полосовая диаграмма сравнения, характеризующая территорию земного шара.

    Диаграммы, предназначенные для популяризации, иногда строятся в виде стандартных фигур - рисунков, характерных для изображаемых статистических данных, что делает диаграмму более выразительной, привлекает к ней внимание. Такие диаграммы называются фигурными или изобразительными (рис. 3).

    Большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 4).

    Для изображения и анализа развития явлений во времени строятся диаграммы динамики: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколько неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2000, 2005), то используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не пригодны для изображения большого числа уровней. Если число уровней в ряду динамики велико, то применяются линейные диаграммы, которые воспроизводят процесс развития в виде непрерывной ломаной линии (рис. 5).

    Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, дающих сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах (рис. 6).

    Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за Х, а другой за Y (т. е. функцию от Х). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, и в ней вычерчивается график (рис. 7).

    Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИС), представляющих качественно новый этап в графическом представлении информации. ГИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных; включают большое количество графических и тематических баз данных в соединении с модельными и расчётными функциями, позволяющими представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные виды ГИС. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с её помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

    Лит.: Герчук Я. П. Графические методы в статистике. М., 1968; Теория статистики / Под редакцией Р. А. Шмойловой. 4-е изд. М., 2005. С. 150-83.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png