Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

    предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

13.1 . Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор. 13.2 . Виды (классификации) статусов : 13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе : 1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.). 2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества. 3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. 13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора : Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.). 1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.). Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.). !!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность). 2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным. 13.3 . Иерархия статусов : Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы. Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий. 13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса : 13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус; 13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать; 13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли; 13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения; 13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности; Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.). 13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса. 13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом. 13.6 . Престиж и авторитет . Престиж (франц . prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Авторитет (нем . Autoritat, от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

23) Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы

Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы

Это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни

как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме - город и колхозная деревня (в лучшем случае - и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это - проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои

Это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя: 1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной

структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда - не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы.

Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0--14 лет), молодые и средние возрасты (15-49 лет), старшие (пожилые) - 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже

установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи

как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

Важным элементом социальной структуры общества являетсясемья

Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи

представляется наиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части

анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения

не только семей, но и отдельно проживающих членов семей иодиночек.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния

населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив

(ячейка общества)-

это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные,

групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являютсясоциально-этнические

общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос,

означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак рода племенных объединений - кровнородственные связи его членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности - территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа

Под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе

(контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная

Это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой

называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной

понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная

(официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа

Это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы,

под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество со­циальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными - приобретенными по рожде­нию (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определен­ной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей. Генеральный статус оказывает значительное влияние на соци­альное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль - это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции.

Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщине-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социо­культурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны.

В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других - оба считаются равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно - неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от тради­ционной культуры, от уровня развития общества и от существую­щих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других - считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других - исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали . Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

Виды социальных статусов

С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

Скачать эту инфокарту в натуральном размере

Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора.

Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком - будешь эээ... ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр.

Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью . Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца..., ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый - теремное).

Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png