3) описание действий оператора при работе с программами (правила запуска программ, очередность работы, действия в возможных нестандартных ситуациях и т.д.).

Описание контрольного примера включает описание:

1) функций и параметров программного обеспечения, проверяемых контрольным примером;

2) состава технических средств, необходимых для проверки программного обеспечения на данном примере;

3) входной информации;

4) результатов прогона программ по данным контрольного примера;

5) действий оператора при проверке программы на контрольном примере;

6) результатов проверки (эталона контроля) программ на контрольном примере.

Порядок передачи программной документации

Все программы и инструкции, проверенные разработчиком на контрольном примере, сдаются заказчику по акту, удостоверяющему их приемку в опытную эксплуатацию.

Сдаваемые заказчику программное обеспечение, инструкции и описания алгоритмов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к составу и содержанию рабочего проекта информационной системы. Заказчику передаются программы, записанные на магнитных носителях. Заказчик обеспечивает разработчика магнитными носителями и машинным временем, необходимыми для сдачи программ в опытную эксплуатацию и их дублирования (при необходимости).

Приемка комплекса задач (подсистем) в опытную эксплуатацию заключается в решении контрольного примера специально подготовленным персоналом заказчика в присутствии представителей разработчика с последующим анализом результатов. По взаимному согласованию контрольный пример может выполняться разработчиком в присутствии заказчика.

По результатам приемки подписывается акт сдачи-приемки программного обеспечения в опытную эксплуатацию. Обнаруженные

ошибки разработчика в программах и технической документации устраняются в процессе сдачи в опытную эксплуатацию.

Организационно-распорядительская документация

На основные работы, проводимые на стадии «Рабочий проект», оформляется следующая организационно-распорядительская документация:

1) приказ о проведении работ на стадии в соответствии с планомграфиком организационно-технических мероприятий;

2) план-график совместных работ исполнителя и заказчика;

3) акт проверки на контрольных примерах и приемки в опытную эксплуатацию рабочих программ;

4) акт готовности нормативно-справочной документации;

5) акт выполнения организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия к внедрению информационной системы.

5.5. Ввод информационной системы в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию информационной системы и ее отдельных элементов представляет собой процесс постепенного переходы от существующих методов управления к методам автоматизированного управления.

Ввод в эксплуатацию информационной системы организуется и проводится силами заказчика при участии разработчика и организацийсоисполнителей. Взаимодействие организаций заказчика, разработчика и соисполнителей осуществляется на основании договорных условия и плана-графика сдачи информационной системы в промышленную эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию осуществляется поэтапно, начиная со стадии разработки технического проекта по мере готовности рабочей документации и ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих внедрение очередей или объектов информационной системы, способных к самостоятельному функционированию.

К вводу информационной системы в эксплуатацию следует приступать при наличии:

1) оформленных документов о выполнении плана мероприятий по подготовке объекта;

2) рабочей документации на внедрение выделенной очереди или информационной системы в целом;

3) обученного персонала, обеспечивающего подготовку к вводу в

эксплуатацию и эксплуатацию выделенной очереди информационной системы;

4) принятых в эксплуатацию технических средств информационной системы, обеспечивающих функционирование внедряемых комплексов задач.

Организация работ

Осуществляются:

1) опытная эксплуатация отдельных задач и их комплексов;

2) приемка комплексов задач в промышленную эксплуатацию;

3) проведение приемо-сдаточных испытаний;

4) приемка системы в промышленную эксплуатацию.

Состав и очередность выполнения работ определяются согласованными планами-графиками ввода в эксплуатацию, в которых указываются состав и сроки выполнения следующих работ:

1) по строительству, монтажу, наладке и испытанию объектов информационной системы с момента получения рабочей документации до сдачи объектов в промышленную эксплуатацию;

2) по проведению опытной эксплуатации и приемо-сдаточным испытаниям комплексов задач;

3) по обеспечению перехода от существующих методов управления

к методам, предусмотренным проектом информационной системы.

На стадии «Ввод информационной системы в эксплуатацию»

заказчик обязан :

1) завершить выполнение организационно-технических мероприятий по подготовке предприятия к внедрению информационной системы и оформить их актами;

2) обеспечить выполнение персоналом предприятия должностных и технологических инструкций;

3) ввести в эксплуатацию технические средства, необходимые для внедряемого технологического процесса обработки данных;

4) издать приказ с планом-графиком о проведении опытной эксплуатации информационной системы и проанализировать совместно с разработчиком результаты опытной эксплуатации;

5) завершить опытную эксплуатацию комплексов задач, входящих в состав информационной системы, и приемку их в промышленную эксплуатацию;

6) внести изменения в организационную структуру предприятия в соответствии с проектом информационной системы;

7) разработать проект приказа по составу приемочной комиссии;

8) разработать и согласовать с разработчиком проект программы приемо-сдаточных испытаний;

9) организовать работу приемочной комиссии, представить ей требуемую документацию и провести испытания информационной системы;

10) проверить эффективность реализованных решений в условиях промышленной эксплуатации и по результатам анализа функционирования системы разработать рекомендации по ее дальнейшему развитию.

На стадии «Ввод информационной системы в эксплуатацию»

разработчик обязан :

1) корректировать техническую документацию по результатам опытной эксплуатации информационной системы;

2) принимать участие в разработке проекта программы приемосдаточных испытаний информационной системы;

3) осуществлять методическое руководство и принимать участие в сдаче задач (комплексов задач) в промышленную эксплуатацию;

4) участвовать в работе комиссии по приемке информационной системы в промышленную эксплуатацию.

Порядок проведения опытной эксплуатации

Начало опытной эксплуатации задач (комплексов задач), сроки эксплуатации и состав комиссии по приемке конкретной задачи или подсистемы определяются приказом, изданным заказчиком и согласованным с разработчиком. К приказу прилагается согласованная с

разработчиком программа опытной эксплуатации, в которой определяются условия проверки комплексов задач, порядок проверки технических средств при решении комплексов задач (подсистем) и порядок устранения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации.

Возникшие в процессе опытной эксплуатации дополнительные требования заказчика, не предусмотренные в техническом задании и техническом проекте, не являются основанием для отрицательной оценки результатов опытной эксплуатации и могут быть удовлетворены по дополнительному соглашению в согласованные сроки.

При положительных результатах опытной эксплуатации задач (подсистем) составляется двухсторонний акт о приемке их в промышленную эксплуатацию.

После приемки информационной системы в промышленную эксплуатацию ответственность за функционирование ее в объеме принятых комплексов задач и средств несет заказчик.

Исходные и отчетные документы при испытаниях программного обеспечения информационной системы

Совместные испытания проводятся комиссией заказчика, в которой участвуют руководитель разработки и некоторые ведущие разработчики. Комиссия при испытаниях руководствуется следующими документами:

1) утвержденным заказчиком и согласованным с разработчиком техническим заданием на создание информационной системы;

2) действующими государственными и отраслевыми стандартами на проектирование и испытание программного обеспечения и на техническую документацию;

3) программой испытаний по всем требованиям технического

4) методиками испытаний по каждому разделу требований технического задания.

Программа испытаний, методики их проведения и оценки

результатов разрабатываются совместно заказчиком и разработчиком и должны быть согласованы и утверждены. Они содержат уточнения требований технического задания для данной системы и должны гарантировать их корректную проверку. Документация на систему должна

полностью соответствовать испытываемым программам, обеспечивать познаваемость системы обслуживающим персоналом, а также обеспечивать возможность развития и модернизации программ для увеличения продолжительности их жизненного цикла.

Программа испытаний – это план проведения серии экспериментов. Он разрабатывается с позиции минимизации объема тестирования при заданной и согласованной с заказчиком достоверности получаемых результатов. Для этого определяются последовательность и объем каждого тестирования в процессе проведения испытаний для проверки выполнения требований технического задания при минимальных затратах. Особенно сложно бывает выбрать набор стрессовых ситуаций функционирования системы, при которых следует провести испытания. Программа испытаний должна содержать следующие четко сформулированные разделы:

1) объект испытаний , его назначение и перечень основных документов, определивших его разработку;

2) цель испытаний с указанием основных требований технического задания, подлежащих проверке, и ограничений на проведение испытаний;

3) собственно программу испытаний , содержащую проверку комплектности разработанной системы в соответствии с техническим заданием и план тестирования для проверки функционирования программ по всем разделам технического задания и дополнительным требованиям, формализованным отдельными решениями;

4) методики испытаний , однозначно определяющие все понятия проверяемых характеристик, условия тестирования, средства, используемые для испытаний, методики обработки и оценки результатов тестирования по каждому разделу программы испытаний.

Большой объем разнородных данных, получаемых при испытаниях

программного обеспечения, и разнообразие возможных способов их обработки, интерпретации и оценки приводят к тому, что важнейшими факторами для обработки результатов тестирования становятся методики обработки и оценки результатов . В соответствии с методиками испытаний средства автоматизации должны обеспечивать полноту проверок характеристик по каждому разделу методик и разработку

протоколов проверки по пунктам программы испытаний. Сложность программного обеспечения и тесная взаимосвязь между различными его характеристиками приводят к необходимости тщательной формулировки всех условий тестирования и значений параметров, при которых должна производиться проверка.

Результаты испытаний фиксируются в протоколах, которые обычно содержат следующие разделы:

1) назначение тестирования и раздел требований технического задания, по которому производится испытание;

2) указание методик, в соответствии с которыми проводились испытания, обработка и оценка результатов;

3) условия проведения тестирования и характеристика исходных

4) обобщенные результаты испытаний с оценкой их на соответствие требованиям технического задания и другим руководящим документам;

5) выводы о результатах испытаний и степени соответствия созданного программного обеспечения определенному разделу требований технического задания.

Протоколы по всей программе обобщаются в акте, в результате чего

делается заключение о соответствии системы требованиям заказчика и о завершении работы с положительным или отрицательным итогом. При полном выполнении всех требований технического задания заказчик обязан принять систему и работа считается завершенной.

Однако, как уже отмечалось, для сложных комплексов программ трудно на начальных этапах проектирования предусмотреть и корректно сформулировать все требования технического задания. Поэтому при отладке и испытаниях часто выявляется, что некоторые требования технического задания оказываются невыполненными и иногда даже принципиально не могут быть выполнены при самом добросовестном отношении к этому со стороны разработчика. В этом случае необходима совместная работа заказчика и разработчика в поисках компромиссного решения при завершении испытаний и составлении заключения. Некоторые недостатки комплекса программ в процессе испытаний только регистрируются и фиксируются в плане устранения замечаний комиссии,

проводившей испытания. Этот план является приложением к акту о результатах испытаний и позволяет отделять последующие доработки от непосредственных испытаний.

Порядок проведения приемо-сдаточных испытаний

Ответственность за организацию и проведение приемки в промышленную эксплуатацию несет заказчик. Приемка информационной системы в промышленную эксплуатацию производится по завершению приемки заказчиком всех комплексов задач (подсистем) в промышленную эксплуатацию.

Задачи, комплексы задач (подсистем) и технические средства информационной системы, не предусмотренные в техническом задании, но внедренные заказчиком самостоятельно, могут быть включены в комплекс сдаваемой информационной системы только по согласованию с разработчиком и после внесения в техническое задание на создание информационной системы соответствующих изменений.

По требованию заказчика или разработчика к приемке информационной системы могут быть привлечены представители субподрядных организаций.

Заказчик предъявляет информационную систему приемочной комиссии. Помимо членов комиссии к приемке могут привлекаться с правом совещательного голоса эксперты по отдельным вопросам создания информационных систем. Заказчик обязан обеспечить нормальные условия работы комиссии в соответствии с принятой программой приемки информационной системы. Для оперативного решения организационных вопросов, возникающих в процессе приемки информационной системы, приказом руководителя организации-разработчика выделяется ответственный представитель от организации-разработчика.

Заказчик совместно с разработчиком подготавливает проект программы проведения испытаний и приемки информационной системы и передает его приемочной комиссии для рассмотрения и утверждения. В программе указываются: наименование сдаваемой информационной системы, директивные документы, на основании которых разрабатывалась система (если такие имеются), состав приемочной комиссии и номер приказа о ее назначении, цель, объекты, объем, место и

последовательность испытаний, методика проведения испытаний и оценки результатов.

Заказчик подготавливает совместно с разработчиком и передает во временное пользование комиссии следующие документы:

1) приказы, распоряжения, планы, договоры, предусматривающие создание информационной системы;

2) технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический проект, рабочий проект информационной системы;

3) акты рассмотрения и утверждения технического проекта;

4) двухсторонние акты заказчика и разработчика по сдаче задач, комплексов задач (подсистем), устройств и их комплексов в промышленную эксплуатацию в соответствии с утвержденным техническим заданием.

Приемочная комиссия обеспечивает:

1) проверку документации и функционирования информационной системы;

2) организацию рабочих групп и распределение обязанностей среди членов комиссии для проверки отдельных подсистем;

3) проверку расчета экономической эффективности созданной информационной системы;

4) организацию рабочих совещаний и подготовку актов приемки информационной системы.

Проверка условий эксплуатации и режима работы технических

средств информационной системы проводится одновременно с проверкой функционирования комплексов задач (подсистем). Подготовленность персонала, ответственного за функционирование информационной системы, определяется в соответствии с программой обучения и должностными инструкциями, входящими в состав рабочего проекта. Результаты проверки обсуждаются на рабочих совещаниях и оформляются протоколами.

Завершающим этапом работы комиссии является составление акта, в котором указываются:

1) состав комиссии, должности и места работы членов комиссии;

2) срок (дата) приемки системы;

3) состав исполнителей (организаций, предприятий), принимавших участие в создании информационной системы;

4) основания для проведения приемки (приказы, распоряжения и

5) перечень предъявленной документации информационной системы

и оценка ее соответствия действующим нормативно-техническим документам;

6) соответствие фактически выполненных и внедренных работ техническому заданию;

7) готовность всех видов обеспечения и структурных подразделений заказчика к внедрению и эксплуатации информационной системы;

8) сведения об эффективности информационной системы (сопоставление имеющихся или ожидаемых фактических данных по объему и источникам получаемой экономии с расчетными данными);

9) выводы комиссии о возможности приемки информационной системы;

Акт приемки в пяти экземплярах подписывается председателем и всеми членами комиссии. Датой ввода информационной системы в эксплуатацию считается дата подписания акта комиссией.

6. Коллектив разработчиков информационных систем

Поскольку создание современной информационной системы – сложный процесс, требующий совместных усилий большого числа различных специалистов, формирование коллектива, занимающегося проектированием, разработкой и внедрением информационной системы, в современных условиях приобретает очень большое значение.

Организация коллектива и распределение работ по специалистам могут производиться по нескольким принципам:

1) на основе распределения системного анализа (алгоритмизации) и разработки программ по разным коллективам;

Акт приемки в опытную эксплуатацию формируется по результатам проведения предварительных испытаний и включает в себя: выводы сделанные по результатами комплексных испытаний; задания на опытную эксплуатацию.

Период времени работы комиссии

В данном разделе акта приемки приводятся даты начала и окончания работы приемочной комиссии по проведению предварительных испытаний.

Начало проведения испытаний – 01 ноября 2010г.
Окончание проведения испытаний – 31 декабря 2010г.
Общая продолжительность проведения испытаний – 44 рабочих дня.

Наименование организации-заказчика, организации-исполнителя и организации-соисполнителя

Приводится наименование организаций участников проведения испытаний и составивших акта приемки информационной системы в опытную эксплуатацию.

Организация-заказчик – ОАО "Заказчик".
Организация-исполнитель – ЗАО "Исполнитель".
Организация-соисполнитель – ООО "Соисполнитель" (если есть).

Состав функций АИС, принимаемых в опытную эксплуатацию

Перечисляется состав функций АИС принимаемых в опытную эксплуатацию. Функции могут передаваться как общесистемные, так и по подсистемам. Функции берутся из раздела "Требования к функциям, выполняемым системой " технического задания на создание информационной системы.

Перечень составляющих технического, программного, информационного и организационного обеспечений, проверяемых в процессе опытной эксплуатации

В данном разделе акта приемки приводится перечень испытаний проводимых во время опытной эксплуатации. Перечень испытаний берется из раздела "Объем испытаний " Программы испытаний.

В процессе опытной эксплуатации подлежат проведению испытания представленные в таблице ниже.

Перечень документов, предъявляемых комиссии

В данном разделе акта приемки приводится перечень предоставленных комиссии документов необходимых для проведения опытной эксплуатации.

Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных), версия 1 от 12.09.2010г.
- Руководство пользователя, версия 1 от 14.09.2010г.
- ...

Оценка соответствия принимаемой АИС техническому заданию

Приводятся оценка соответствия принимаемой АИС техническому заданию.

По результатам проведения предварительных испытаний Система соответствует требованиям, представленным в документе: « ». Версия 1.0.

Основные результаты приемки в опытную эксплуатацию

В данном разделе акта приемки перечисляются основные результаты получаемые по результатам проведения опытной эксплуатации информационной системы.

По результатам проведения опытной эксплуатации должны быть получены следующие основные результаты:
- Система – работоспособна;
- Подсистемы Системы – взаимодействуют;
- Система соответствует требованиям документа «Техническое задание на создание автоматизированной системы ». Версия 1.0.;
- Все характеристики подлежащие оценке находятся в допустимых пределах.

Решение комиссии о принятии АИС в опытную эксплуатацию

Приводится решение комиссии о возможности или невозможности принятия информационной системы в опытную эксплуатацию.

Ковтун М.В. Октябрь 2010.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике

Министерства экономического развития Российской Федерации
______________ В.Н. Руденко
«09 » _ноября __ 2011 г

АКТ ВВОДА В ОПЫТНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Автоматизированной информационной системы управления проектами, разработанной в рамках государственного контракта от 7 ноября 2011 г. № ГК-158-ОФ/Д01.
В соответствии с совместным решением Заказчика (Минэкономразвития России) и Исполнителя (ООО «ОТР 2000») о введении в опытную эксплуатацию.

Комиссия в составе:

Председателя комиссии:

Заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике В.Н. Руденко,

Членов комиссии:

Исполняющего обязанности начальника отдела развития электронного общества Департамента государственного регулирования в экономике С.В.Пушакова,

Советника отдела методического обеспечения организации межведомственного взаимодействия Департамента государственного регулирования в экономике А.В. Матвеенко,

Ведущего консультанта отдела развития электронного общества Департамента государственного регулирования в экономике Н.Н. Кирсановой,

Руководителя направления ООО «ОТР 2000» А.И. Кулешова,

Руководителя проектов ООО «ОТР 2000» О.В. Страхова,

Ведущего аналитика ООО «ОТР 2000» Ю.М. Гудковой,

Научного сотрудника направления «Реальный сектор» ИЭП имени Е.Т. Гайдара Э.Р. Батаршина.
в период с "_08 _" ноября 2011 года по "_09 _" ноября 2011 года провела предварительные испытания прикладного программного обеспечения автоматизированной информационной системы «Портал проектного управления» (АИС ППУ), установленного в Минэкономразвития России.


  1. Предварительные испытания признаны успешно завершенными.

    1. Основные этапы разработки выполнены в соответствии с Техническим заданием.

    2. Разработанная документация отвечает требованиям эксплуатации программных средств.

    3. Программное обеспечение подготовлено к опытной эксплуатации.

  1. Перечень функций, принимаемых в опытную эксплуатацию (раздел «Требования к функциям, выполняемым системой» технического задания):

    1. Ведение перечня проектов.

    2. Работа с проектными сущностями.

    3. Работа с показателями по оценке состояния работ по проекту.

    4. Аналитический модуль.

    5. Библиотека документов.

  1. Перечень предоставленных комиссии документов, необходимых для проведения опытной эксплуатации:

    1. «Описание АИС «Портал проектного Управления»» (Паспорт системы);

    2. «Инструкция администратора АИС ППУ»;

    3. «Инструкция пользователя АИС ППУ»;

    4. «Программа и методика испытаний АИС ППУ»;

    5. «Тестовые задания для АИС ППУ»;

    6. «Ролевая инструкция, описывающая порядок работы с АИС ППУ в качестве инструмента управления проектами «Межведомственное взаимодействие»».

  2. Решение комиссии: Принять программное обеспечение в опытную эксплуатацию с 9 ноября 2011 года.

ПРИЛОЖЕНИЯ:


  1. Протокол предварительных испытаний № 1

  2. Протокол предварительных испытаний № 2
Члены комиссии:

В.Н. Руденко

С.В. Пущаков

А.В. Матвеенко

Н.Н. Кирсанова

А.И. Кулешов

О.В. Страхова

Ю.М. Гудкова

Э.Р. Батаршин

Порядок ввода ЭИС в эксплуатацию.

ТИПОВОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. СТАДИЯ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.

ЛЕКЦИЯ 10.

Согласно ГОСТ 34.601-90 «АС. Стадии создания» и ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний АС» В рамках стадии ввода системы в эксплуатацию проводят следующие работы:

1) организационная подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие – реализация проектных решений по организационной структуре, обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами, внедрение классификаторов информации;

2) подготовка персонала – обучение персонала и проверка его способности обеспечить функционирование ИС;

3) комплектация ИС поставляемыми изделиями (в случае описанной в ТЗ необходимости такой поставки) – получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий, проведение входного контроля их качества;

4) строительно-монтажные работы – проведение работ по строительству специализированных помещений для размещения технических средств и персонала ИС, сооружению кабельных каналов, монтажу технических средств и линий связи, испытанию смонтированных технических средств, сдаче технических средств для проведения пусконаладочных работ;

5) пусконаладочные работы – автономная наладка технических и программных средств, загрузка информации в базу данных и проверка ее ведения, комплексная наладка всех средств системы;

6) проведение предварительных испытаний – испытание ИС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на ИС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний; оформление акта о приёмке ИС в опытную эксплуатацию;

7) проведение опытной эксплуатации – опытная эксплуатация ИС; анализ ее результатов; доработка программного обеспечения ИС; дополнительная наладка технических средств ИС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

8) проведение приёмочных испытаний – испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний; анализ результатов испытания ИС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях; оформление акта о приёмке ИС в постоянную эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию ЭИС представляет собой постепенный переход от существующей системы управления к автоматизированной. При этом не только повышается степень использования технических средств для обработки данных, но и соответствующим образом меняются сами методы управления.


В соответствии со спиральной моделью жизненного цикла системы начиная со стадии технического проектирования, подсистемы ЭИС, комплексы задач или отдельные компоненты, способные к самостоятельному функционированию, вводятся в эксплуатацию поэтапно, по мере готовности рабочей документации и технических средств.

Стадия ввода в эксплуатацию включает в себя опытную эксплуатацию комплексов задач и прием их в промышленную эксплуатацию после проведения приемо-сдаточных испытаний. В промышленную эксплуатацию всю систему принимают после завершения приема в эксплуатацию всех комплексов задач.

Одной из важных особенностей ввода системы в эксплуатацию является наличие некоторого периода, в течение которого осуществляется параллельная работа существующей системы и новой ЭИС. В технических системах одно устройство заменяют другим чаще всего последовательно во времени. Иногда новый станок устанавливают на месте старого – в этом случае в течение некоторого времени не работает ни новое, ни старое оборудование. Если новое вступает в строй раньше, чем прекращает работать старое, то они работают независимо друг от друга. При вводе в эксплуатацию ЭИС организационного типа принципиально невозможна ситуация, при которой хотя бы кратковременно не работала ни старая, ни новая система. Более того, для проверки правильности всех заложенных решений ввод в эксплуатацию новой системы осуществляется постепенно во время опытной эксплуатации следующими шагами:

1. Проверка подсистемы или комплекса задач на полном объеме реальных данных, но не в реальные сроки, необходимые для управления.

2. Работа новой системы на полном объеме реальных данных и в реальные сроки в контрольном режиме, когда полученные результаты не используются для управления, а сопоставляются с результатами, получаемыми в прежней системе, и анализируются.

3. Переход на управление по результатам новой системы при сохранении в работе старой системы на случай возможных сбоев и непредвиденных ситуаций.

4. Окончательный переход на работу новой системы.

Работа системы в параллельном режиме крайне неблагоприятна для сотрудников. Им приходится выполнять двойную работу с повышенной нагрузкой. Разработчикам системы следует стремиться к сокращению срока параллельной работы, что существенно зависит от того, насколько успешно проведена разработка и отладка системы. Недопустимо переносить хотя бы часть отладки и доводки системы на период опытной эксплуатации. Изменения и в этот период неизбежны, однако следует стремиться к тому, чтобы остались лишь такие, которые нельзя было предусмотреть до начала опытной эксплуатации.

Опытная эксплуатация перекрывает процесс тестирования. Как правило, система вводится в эксплуатацию не полностью, постепенно. Поэтому с точки зрения информационного наполнения системы ввод в эксплуатацию проходит, по крайней мере, три фазы:

2) накопление информации;

3) выход на проектную мощность.

инициирует довольно узкий круг ошибок - в основном это проблемы рассогласования данных при загрузке и собственные ошибки загрузчиков, то есть то, что не было отслежено на тестовых данных. Если отладку «на живых» данных производить невозможно, то придется моделировать ситуацию, причем быстро. Здесь требуются очень квалифицированные тестеры.

В период накопления информации проявится наибольшее количество ошибок, допущенных при создании информационной системы. Как правило, это ошибки, связанные с многопользовательским доступом. Часто на этапе тестирования таким ошибкам не уделяется должного внимания. Это связано, видимо, со сложностью моделирования, а также с дороговизной средств автоматизации тестирования информационной системы в условиях многопользовательского доступа. Некоторые ошибки исправить будет довольно сложно, так как они являются ошибками проектирования. Ни один самый хороший проект от них не застрахован. Это значит, что на всякий случай надо резервировать время на локализацию и исправление таких ошибок.

В период накопления информации можно столкнуться со знаменитым «упала база». При самом плохом раскладе окажется, что СУБД не выдерживает потока информации. При хорошем - просто параметры конфигурации неверны. Первый случай опасен, так как повлиять на производителя СУБД довольно сложно, а заказчик очень не любит ссылок на службу технической поддержки СУБД. Решать проблему отказа СУБД придется не производителю, а вам - менять схему, снижать поток запросов, менять сами запросы; в общем - вариантов много. Хорошо, если время восстановления базы вписывается в запланированное время проекта.

Выход системы на проектную мощность при удачном стечении обстоятельств - это исправление ряда мелких ошибок, и изредка – ошибок серьезных.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676
"О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

2. Установить, что мероприятия, предусмотренные требованиями , утвержденными настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Рекомендовать иным государственным органам, помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности требованиями , утвержденными настоящим постановлением.

Требования
к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем (далее - система) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий либо органами исполнительной власти, выступающими в качестве публичных партнеров, и частными партнерами в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве (далее - частный партнер) в целях реализации указанных соглашений.

1.1. При реализации органами исполнительной власти либо частными партнерами мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации должны выполняться:

а) требования о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий;

б) требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе;

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 дополнен подпунктом "в" с 27 апреля 2019 г. - Постановление

в) требования о защите персональных данных, предусмотренные частью 3 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных" (в случае наличия в системе персональных данных).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 Требования дополнены пунктом 1.2

1.2. В целях выполнения требований о защите информации, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего документа (далее - требования о защите информации), органы исполнительной власти определяют требования к защите информации, содержащейся в системе органа исполнительной власти, для чего осуществляют:

а) определение информации, подлежащей защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

б) анализ нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать система;

в) классификацию системы в соответствии с требованиями о защите информации;

г) определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;

д) определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в системе.

II. Требования к порядку создания системы

2. Основанием для создания системы является:

а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;

б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "в" с 27 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 11 апреля 2019 г. N 420

в) решение Правительства Российской Федерации о реализации проекта государственно-частного партнерства;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "г" с 27 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 11 апреля 2019 г. N 420

г) решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, если публичным партнером является субъект Российской Федерации либо планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случаев проведения совместного конкурса с участием Российской Федерации).

3. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием с учетом модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1.2 настоящего документа, а также уровней защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных и требований настоящего документа.

Модель угроз безопасности информации и (или) техническое задание на создание системы согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации.

Техническое задание на создание системы должно включать сформированные в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 1.1 настоящего документа требования к защите информации, содержащейся в системе.

4. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа исполнительной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.

5. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

а) разработка документации на систему и ее части;

б) разработка рабочей документации на систему и ее части;

в) разработка или адаптация программного обеспечения;

г) пусконаладочные работы;

д) проведение предварительных испытаний системы;

е) проведение опытной эксплуатации системы;

ж) проведение приемочных испытаний системы.

6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

7. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:

а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;

б) контроль работоспособности системы и компонентов, обеспечивающих защиту информации;

в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;

г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.

8. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации.

9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.

10. Этап проведения предварительных испытаний включает:

а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;

г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.

11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:

а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;

б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;

в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;

г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.

12. Этап проведения приемочных испытаний включает:

а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;

в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.

III. Требования к порядку ввода системы в эксплуатацию

13. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.

14. Правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:

а) мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов , определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации;

б) мероприятия по аттестации системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

в) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти, а также частного партнера в случае заключения соглашения о государственно-частном партнерстве к эксплуатации системы;

г) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти, а также работников частного партнера в случае заключения соглашения о государственно-частном партнерстве к эксплуатации системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

15. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в следующих случаях:

а) невыполнение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации;

б) отсутствие в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации;

в) невыполнение требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". настоящего документа. правовой акт а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;

б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 пункт 23 дополнен подпунктом "в"

в) обеспечение защиты информации в соответствии с документацией на систему и организационно-распорядительными документами по защите информации, в том числе архивирование информации, содержащейся в системе, уничтожение (стирание) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожение машинных носителей информации.

24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.

25. Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png