• Не секрет, что любая батарея рано или поздно теряет показатели своей емкости и постепенно начинает все хуже держать заряд. Кроме этого, разрядка АКБ может произойти и внезапно, по причине того, что она исчерпывает ресурс вследствие слишком большой нагрузки. То же самое относится и к аккумуляторам бесперебойного питания. Сделать восстановление аккумулятора бесперебойника так же возможно, как и «привести в чувство» любой другой блок аккумуляторного питания. Приобрести новую батарею - тоже вариант. Но практика показывает, что при большом желании и умении можно провести восстановление емкости аккумулятора ИБП своими руками.

    Причины выхода из строя «бесперебойников»

    Источники бесперебойного питания (в народе их называют упсы) могут перестать работать по следующим причинам:

    • В случае постоянного недозаряда, который вначале не дает о себе знать . Дело в том, что «штатные» зарядные устройства, которые часто идут в комплектации с ИБП, бывают плохого качества и плохо заряжают аккумулятор.
    • Регулярные перепады напряжения в электросети .
    • Источник питания глубоко разряжен .
    • Уровень электролита у АКБ по разным причинам снижается . Электролит высыхает, и емкость батарей падает, либо находится вообще на нуле.
    • Если работа ИБП осуществлялась либо при очень высоких, либо, наоборот, при критически низких температурах .
    • Аккумулятор долгое время пролежал без работы и давно не заряжался .

    Причин выхода из строя ИБП может быть достаточно. Вопрос в том, можно ли что-нибудь сделать с севшими батареями и как восстановить их, чтобы они поработали еще какое-то время. Сразу стоит сказать, что, несмотря на возможность «реанимировать» источник бесперебойного питания, это не может быть стопроцентной гарантией того, что восстановление увенчается успехом. Однако попробовать тот или иной опыт восстановления не помешает. А если ни один из методов не окажется эффективным, придется покупать новую батарею.

    В Интернете есть много видео о том, как восстановить ИБП.

    Существует, как минимум, три работающих способа самостоятельного восстановления таких аккумуляторов:

    • с использованием дистиллированной воды;
    • методом долгой зарядки;
    • методом циклической зарядки ступенчатой подачей напряжения различного уровня.

    Восстановление водой

    Те, кто восстанавливал аккумуляторы дистиллированной водой, по-разному отзываются об этом методе. В некоторых случаях удается восстановить емкость АКБ хотя бы частично, что уже хорошо.

    Для этого понадобится обычный медицинский шприц и немного дистиллированной воды. Поскольку все аккумуляторы традиционно подразделяются на обслуживаемые и (либо малообслуживаемые), осмотрите батарею внимательно, чтобы понять, к какому разряду ее отнести. Если ваш бесперебойник имеет внутри жидкий электролит - он обслуживаемый, и получить доступ к его «банкам» будет минимально просто. Но даже есть на корпусе батареи указано, что она якобы необслуживаемая - крышки на ней все равно имеются, и все, что вам понадобится - это максимально аккуратно их снять.

    В медицинский шприц с делениями наберите 2 мл дистиллированной воды и долейте в каждую банку ИБП по 2 мл - в порядке очереди. Выждите немного времени для того, чтобы вода впиталась во внутренний химический состав АКБ - даже если электролит высох, все равно должно остаться его определенное количество. Обычно время ожидания составляет около получаса . После того, как пройдет 30 минут, осмотрите каждую банку. Вода должна немного покрывать пластины батареи сверху. Если она впиталась, и пластины пока непокрыты, долейте еще по 2 мл дистиллированной воды. Затем нужно будет поставить ИБП заряжаться.

    Зарядка производится так: аккумулятор подключается к блоку питания с возможностью ручной регулировки показателей тока и напряжения. Осторожно повышайте напряжение , пока не получите показатель тока хотя бы 10-20 А. Ток будет расти, а напряжение, наоборот, уменьшаться. Дождитесь, пока уровень тока достигнет 200 мА,затем отсоедините аккумулятор от зарядного устройства и оставьте его в таком положении на 12 часов . После этого снова поставьте его на зарядку , выравнивая показатели тока и напряжения следующим образом: например, для аккумулятора емкостью 7 Ач показатель тока можно оставить в 600 мА.

    Теперь нужно снова разрядить аккумулятор до показателей напряжения 11 В под нагрузкой (например, лампочкой 15 В). Снова проведите его зарядку аналогичным образом .

    Если в процессе зарядки при измерении показателей тока и напряжения мультиметром батарея начинает «реагировать» положительно, зарядку нужно продолжать, и шансы восстановить ИБП повышаются.

    Метод долгой зарядки

    Есть еще метод так называемой длительной зарядки, который, как утверждают, помогает восстановить батарею даже в случае «капитального» высыхания ее электролита. Такое восстановление аккумулятора бесперебойника проводится в случае, если нет желания его разбирать и возиться с дистиллированной водой. Способ не совсем безопасен, потому что, в данном случае, батарея не вскрывается, а, наоборот, рекомендуется перед зарядкой положить на ее пробки и клапаны груз, чтобы они не вылетели под большим давлением, которое будет подниматься в течение времени зарядки.

    После установления на аккумулятор груза его рекомендуется заряжать под напряжением не меньше 15 вольт. При этом придется все равно выждать время, пока батарея «раскачается» и начнет потреблять поступающий к ней ток. В случае, если прошло уже 12-15 часов, а ваш бесперебойник все равно еще «спит», повысьте U до 20 вольт.

    Теперь не оставляйте батарею без присмотра : если удастся ее «разбудить», она, потребляя ток, начнет быстро . Считается, при таком повышении уровня напряжения бесперебойник удается привести в чувство. Далее следует еще немного подержать его на зарядке средними токами (до 10 А), а потом попытаться использовать, как обычно.

    Метод циклической зарядки

    Что касается способа циклического заряда, восстановление аккумулятора UPS с его помощью проводить можно. Но следует внимательно следить за показателями, особенно в начале процесса зарядки. При первом цикле подается высокое напряжение, минимум 30 вольт. Последующие циклы проводятся путем ступенчатого понижения показателей U до 13-14 вольт, например, по следующей схеме: 30-25-20-14 . Разряжаем батарею, как всегда, под нагрузкой, лампочкой, не допуская сильной «просадки» напряжения - U должно быть не ниже 10,5 вольт.

    Важно помнить о том, что состояние вашей батареи может быть разным. Например, если внутри уже произошло осыпание пластин, либо сульфатация достигла определенного критического предела, такой аккумулятор не подлежит восстановлению . Для «бесперебойников», долгое время пролежавших в неотапливаемых помещениях с повышенным уровнем влажности, характерно прогнивание батарейных отсеков, по причине которого батарея уже никогда не сможет брать ток, а подключение ее к сети может быть даже опасным.

    Конечно, никто не может с уверенностью сказать о том, какой из предложенных способов окажется наиболее эффективным в том или ином случае. При соблюдении определенной техники безопасности он не навредит ни батарее, ни ее владельцу. А если бесперебойник все же удастся восстановить хотя бы на какое-то время, покупку нового аккумулятора можно будет ненадолго отложить.

    Самой главной функцией, выполняемой источником бесперебойного питания, является функция обеспечения электроэнергией подключенной к нему нагрузки в момент пропадания сетевого питающего напряжения. Как известно, для этих целей в состав любого UPS входит аккумуляторная батарея и инвертор, обеспечивающий преобразование постоянного тока аккумулятора в переменный ток, требующийся для питания нагрузки. Эти компоненты, безусловно, являются важнейшими в составе любого UPS, но и еще без одного элемента невозможно представить себе ни один источник бесперебойного питания. Это – зарядное устройство, на которое, кстати сказать, приходится достаточно высокий процент от всех отказов UPS.

    Основной функцией зарядного устройства, входящего в состав UPS, является обеспечение зарядки аккумуляторной батареи и дальнейшее поддержание этого заряда на соответствующем уровне. Функционирование зарядного устройства, т.е. подзарядка аккумулятора осуществляется в те периоды времени, когда на входе UPS имеется сетевое питающее напряжение. Конечно же, схемотехника и основные характеристики зарядного устройства определяется целым рядом параметров:

    - типом (классом, топологией) источника бесперебойного питания (интерактивный, резервный, феррорезонансный, On-Line и т.п.);

    - выходной мощностью UPS;

    - количеством аккумуляторных батарей в составе UPS;

    - типом используемых аккумуляторных батарей;

    - ценой UPS;

    - предпочтениями разработчиков.

    Именно многообразие факторов, влияющих на выбор топологии зарядного устройства, привело к тому, что в современных источниках бесперебойного питания мы встретим несколько, совершенно различных, вариантов схемотехники зарядных устройств.

    Попытка классифицировать зарядные устройства привела к тому, что мы предлагаем выделить следующие базовые варианты схемотехники зарядных устройств:

    - линейные регуляторы напряжения и тока;

    - импульсные DC-DC-преобразователи напряжения;

    - импульсные однотактные источники напряжения;

    - двухтактная мостовая выпрямительная схема, совмещенная с инвертором.

    Мы не претендуем на полноту предложенной классификации, но дальнейший наш обзор призван показать на реальных примерах, что выделенные нами варианты схемотехники используются в подавляющем большинстве современных источников бесперебойного питания.

    Прежде чем переходить к обзору схемотехнических особенностей различных вариантов зарядных устройств, скажем о том, что величина зарядного напряжения аккумуляторных батарей, т.е. величина выходного напряжения зарядного устройства зависит, в первую очередь, от количества аккумуляторов в составе UPS. Эта зависимость отражена в табл.1.

    Таблица 1. Зависимость величины зарядного напряжения от количества батарей

    Количество батарей

    от 13.2В до 14В

    от 26.7В до 28.5В

    от 53.4В до 57.0В

    Работоспособность зарядного устройства и правильность формирования им напряжения, заряжающего аккумуляторы, можно проверить следующим образом:

    1. Подключить UPS к сети переменного тока с номинальным значением напряжения (230В).

    2. Открыть крышку, закрывающую аккумуляторные батареи и обеспечить свободный доступ к клеммам на батареях, к которым подключены провода (красный провод и черный провод) от основной платы. Подобную процедуру очень легко проделать в устройствах APC Smart-UPS. В других моделях APC и в UPS других производителей придется подумать, как обеспечить доступ к клеммам аккумуляторной батареи.

    3. Включить UPS и дождаться окончания процедуры самотестирования UPS, которая может занять 8-15 секунд. После окончания самотестирования, UPS переходит в режим работы от сети (On-Line) о чем обычно сообщает соответствующий индикатор (чаще всего, зеленого цвета).

    4. Отсоединить от аккумуляторных батарей черный провод затем красный провод.

    5. Измерите напряжение постоянного тока между черным и красным проводом.

    6. Измеренное напряжение и является зарядным напряжением аккумуляторной батареи, формируемым зарядным устройством. Значение этого напряжения зависит о модели UPS и от количества аккумуляторных батарей, используемых в этой модели. Типовые значения этого напряжения представлены в табл.1. Но здесь нужно иметь в виду, что некоторые дешевые и примитивные модели источников бесперебойного питания могут выключаться при отсоединении аккумуляторной батареи.

    7. Если измеренное напряжение не находится в заданном диапазоне, то это говорит о неисправности основной платы UPS, и в частности – о неисправности схемы заряда аккумуляторов.

    Кроме количества аккумуляторов, на величину зарядного напряжения и зарядного тока могут влиять еще и такие факторы, как:

    - окружающая температура;

    - метод заряда аккумулятора.

    Напряжение на элементе свинцово-кислотной батареи составляет 2.2 В . Среди всех типов аккумуляторов, свинцово-кислотные отличаются наименьшей энергетической плотностью. В них отсутствует «эффект памяти». Их продолжительный заряд не станет причиной выхода батареи из строя.

    Для алгоритма заряда свинцово-кислотных батарей более критичным является ограничение напряжения, чем ограничение тока заряда. Время заряда герметичных свинцово-кислотных батарей составляет 12 – 16 часов . Если увеличить ток и применить методы многоступенчатого заряда, его можно сократить до 10 ч и менее. Но в большинстве моделей UPS на такие усложнения не идут, предпочитая использовать более простые схемы заряда аккумуляторов.

    По своему назначению, свинцово-кислотные батареи, как, впрочем, и другие типы аккумуляторов (например, никель-кадмиевые), можно разделить на две большие группы:

    1) Батареи циклического применения, т.е. батареи, используемые как основной источник питания и для которых характерны повторяющиеся циклы заряд/разряд.

    2) Батареи, работающие в буферном режиме, используемые в резервных источниках питания.

    Соответственно этому делению различаются и возможные методы заряда аккумуляторов. Для батарей циклического применения используются методы заряда при постоянном напряжении заряда и при постоянных значениях напряжения и тока заряда. Для буферных батарей используется метод двухступенчатого заряда:

    - во-первых, метод заряда при постоянном напряжении заряда;

    - во-вторых, метод компенсирующего заряда (струйная или капельная подзарядка).

    Для заряда буферных батарей возможно использование в качестве самостоятельных, методов, входящих в состав двухступечатого заряда, т.е. они могут заряжаться, как постоянным напряжением, так и методом компенсирующего заряда.

    Для лучшего понимания схем зарядных устройств, разберем основные методы заряда свинцово-кислотных батарей, используемые в источниках бесперебойного питания.

    Метод заряда при постоянном напряжении заряда

    При таком методе заряда к выводам батареи прикладывается постоянное напряжение из расчета 2.45 В на элемент при температуре воздуха 20 – 25 °С , т.е. к батарее с 6-ю элементами (12-вольтовые аккумуляторы) в этом случае должно прикладываться напряжение 14.7В . Но это в теории, на практике же все обстоит несколько иначе. Величина этого напряжения может незначительно отличаться для различных типов батарей от разных производителей. В технической документации на аккумуляторные батареи четко указывают значение напряжения заряда и информацию по его поправкам для тех случаев, когда температура окружающей среды отличается от нормальной (25°С ). Необходимо отметить, что в реальных устройствах это напряжение тоже может незначительно отличаться, в зависимости от того, какой режим заряда батареи решил использовать производитель UPS. В сервисной документации на UPS должна быть представлена информация о величине зарядного напряжения для каждой конкретной модели источника бесперебойного питания. Подобные данные для UPS такого производителя, как APC представлены в табл.2 . А вот что же должно быть в источниках других моделей и других брендов, к сожалению, можно выяснить лишь опытным путем, работая с абсолютно исправными устройствами.

    Таблица 2. Величина зарядного напряжения некоторых моделей ИБП компании APC

    Модель UPS фирмы APC

    Выходное напряжение зарядного устройства

    Back-UPS 250EC/250 EI

    13 . 8 (±0.5) VDC

    Back-UPS 400 EC/EI/MI

    13 . 8 (±0.5) VDC

    Back-UPS 600 EC

    13 . 8 (±0.5) VDC

    Back-UPS 200

    от 13.75 до 13 . 8 VDC

    Back-UPS 250 (BK250)

    13.76 (±0.2) VDC

    Back-UPS 360/450/520

    от 13.75 до 13 . 8 VDC

    Back-UPS 400/450 (BK400/450)

    13.76 (±0.2) VDC

    Back-UPS 600 (BK600)

    13.76 (±0.2) VDC

    Back-UPS 900/1250 (BK900/1250)

    27.60 (±0.2) VDC

    Back-UPS AVR 500I / 500IACH

    13.6 (±3%) VDC

    Back-UPS PRO 280/300J/420

    13.6 (±3%) VDC

    Back-UPS PRO 500J/650

    13.6 (±3%) VDC

    Back-UPS PRO 1000

    от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

    Back-UPS PRO 1400

    13.6 (±3%) VDC

    Smart-UPS 450/700

    от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

    Smart-UPS 1000/1400

    от 26 . 7 до 28 . 5 VDC

    Smart-UPS 2200 RM/RMI/RM3U/RM3UI

    от 53.4 до 57.0 VDC

    Smart-UPS 3300 RM/RMI/RM3U/RM3UI

    от 53.4 до 57.0 VDC

    Smart-UPS 250 (1G и 2G)

    от 20.4 до 21.2 VDC

    Smart-UPS 370/400 (1G и 2G)

    от 27.05 до 27.9 VDC

    Smart-UPS 600 (1G и 2G)

    27.60 (±0.2) VDC

    Smart-UPS 900/1250 (1G и 2G)

    27.60 (±0.2) VDC

    Smart-UPS 2000 (1G и 2G)

    55.1 (±0.55) VDC

    Smart-UPS RM 700/1000/1400

    27.60 (±0.27) VDC

    Matrix - UPS

    55.3 (±0.5) VDC

    Заряд считается завершенным, если ток заряда остается неизменным в течение трех часов. Если не осуществлять контроль за постоянством напряжения на батарее, может наступить ее перезаряд. В результате электролиза, из-за того, что негативные пластины перестают активно поглощать кислород, вода электролита начинает разлагаться на кислород и водород, испаряясь из батареи. Уровень электролита в батарее снижается, что приводит к ухудшению протекания в ней химических реакций, и ее емкость будет уменьшаться, а срок службы – сокращаться. Поэтому заряд таким методом должен протекать при обязательном контроле напряжения и времени заряда, что позволит увеличить срок службы батареи.

    На этот метод заряда следует обратить внимание, как на самый простой. Ранее в отечественной литературе при заряде негерметичных свинцово-кислотных батарей считалось нормой производить их заряд начальным током, равным 0.1С в течение 8 – 12 часов при напряжении заряда из расчета 2.4 В на элемент батареи.

    На рис.1 в качестве примера показаны характеристики заряда 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей, разряженных на 50 % и 100 %. Степень разряда определяется напряжением конца разряда на батарее.

    Рис.1 Характеристики заряда 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей

    При заряде постоянным напряжением, зарядное устройство должно иметь таймер для отключения батареи по окончании заряда или другое устройство, обеспечивающее контроль времени или степени заряда батареи и выдающее сигнал отключения управляющему устройству. Эту функцию в современных источниках бесперебойного питания выполняет микропроцессор, который осуществляет контроль заряда батареи. Ограничение времени заряда позволяет избежать как ее недостаточного заряда, так и перезаряда. Следует помнить, что прерывание заряда сокращает срок службы аккумуляторной батареи.

    Нельзя заряжать полностью заряженную батарею - перезаряд может привести к ее порче. При цикличной эксплуатации батареи время заряда не должно превышать 24 часов.

    Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда

    Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда, как и следует из его названия, происходит в два этапа:

    - сначала заряд при более высоком напряжении заряда;

    - а затем заряд при более низком напряжении заряда (струйный или компенсирующий заряд).

    Работу зарядного устройства поясняет график характеристики заряда (рис.2). Заряд начинается с подачи на батарею повышенного напряжения заряда. При этом ток начала заряда выбирают, как правило, равным 0.15 С, а время первого этапа заряда – около 10 ч. По мере заряда батареи ток заряда уменьшается, и, когда его значение достигнет определенной величины, зарядное устройство перейдет в режим струйной подзарядки малым током (обычно 0.05С ).

    Рис.2 Метод двухступенчатого заряда при постоянном напряжении заряда

    При двухступенчатом заряде начальный ток первого этапа не должен превышать значения 0.4С , а ток струйной подзарядки – 0.15С . Типовые значения напряжений заряда при различных температурах окружающей среды для 12-вольтового аккумулятора приведены в табл.3 .

    Этап заряда

    Типовое значение напряжения заряда , В

    С

    25° С

    40° С

    Основной

    15.4

    14.7

    14.2

    Компенсирующий

    14.1

    13.7

    13.4

    Важным преимуществом данного метода является сокращенное время заряда батареи при переходе из рабочего режима в дежурный, до состояния струйной (компенсационной) подзарядки при малой величине тока заряда.

    Метод компенсирующего заряда

    Метод компенсирующего заряда, который называют также методом струйной подзарядки, обычно применяют на заключительной стадии процесса заряда. Однако применяют его и как самостоятельный метод заряда при заряде свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, работающих в дежурном режиме, т.е. в качестве резервного источника питания. В таком источнике в случае сбоя основного источника в работу вступает аккумуляторная батарея. Если ее разряд был непродолжительным, и емкость снизилась незначительно, то для заряда будет достаточен компенсирующий заряд батареи, который обеспечит постепенное восстановление ее рабочей емкости. Однако при глубоком разряде потребуется применение другого зарядного устройства, способного обеспечить достаточно высокий ток заряда. В случае глубокого разряда и последующей за ним струйной подзарядке может произойти сульфатация пластин батареи со всеми вытекающими последствиями. Выход из положения может заключаться в недопущении глубокого разряда, что обеспечивается микропроцессором UPS, следящим за уровнем разряда батареи.

    При компенсирующем заряде следует также учитывать, что длительный заряд при незначительных колебаниях напряжения заряда существенно снижает срок службы батареи. Поэтому должна быть предусмотрена его стабилизация. Желательно, чтобы отклонение напряжения заряда от нормы не превышало ±1 % . Кроме того, поскольку зарядные характеристики в значительной степени зависят от температуры окружающей среды, зарядное устройство должно иметь схему термокомпенсации.

    Нельзя утверждать, что компенсирующий заряд столь полезен для свинцово-кислотных батарей, потому что этот метод обычно используют в двух случаях: при их незначительном разряде и для подзарядки заряженных батарей с целью компенсации их саморазряда.

    Для свинцово-кислотных аккумуляторов недопустим недостаточный заряд, т. к. это приводит к сульфатации отрицательных пластин. Но в равной степени, недопустим и перезаряд, вызывающий коррозию положительных пластин. При компенсирующем заряде, если он продлится слишком долго, начнется перезаряд батареи и, кроме того, будет происходить вскипание электролита.

    Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в наиболее массовых источниках бесперебойного питания используются самые простые методы заряда – метод заряда постоянным напряжением и метод компенсирующего заряда.

    Еще необходимо отметить, что при выборе значения напряжения заряда необходимо учитывать температуру окружающей среды: при ее высоких значениях требуется напряжение немного уменьшить, а при низких – увеличить. Именно поэтому в хороших зарядных устройствах, предназначенных для эксплуатации в широком диапазоне температур, имеется специальная схема, контролирующая температуру окружающей среды и обеспечивающая установку напряжения компенсирующего заряда в соответствии с ее значением.

    В принципе, говорить обо всех особенностях аккумуляторных батарей и их зарядных устройств, можно еще достаточно долго, но все-таки вернемся к теме нашей публикации и начнем знакомство с практическими вариантами зарядных устройств. Но вся приведенная здесь информация, надеемся, поможет нашим читателям лучше понять все то, что будет представлено далее.

    Зарядные устройства на базе линейных регуляторов напряжения

    Зарядные устройства в виде линейных регуляторов напряжения на сегодняшний день очень редко используются компанией APC в своих источниках бесперебойного питания. Линейные регуляторы широко использовались в моделях первого (1G) и второго (2G) поколений, и их использование чаще всего было характерно для моделей с небольшой выходной мощностью.

    Что же касается других производителей, то они до сих пор продолжают использовать линейные регуляторы в качестве зарядных устройств, т.к. имена эта топология является наиболее простой как в проектировании, так и в практической реализации.

    Блок–схема зарядного устройства на базе линейного регулятора напряжения представлена на рис.3, который и демонстрирует всю простоту схемы. Обязательным элементом схемы является понижающий низкочастотный трансформатор. В качестве которого, кстати, может использоваться основной силовой трансформатор источника бесперебойного питания. В этом случае в трансформаторе имеется дополнительная понижающая обмотка. Такое решение позволяет избежать применения отдельного трансформатора, что позволяет снизить и стоимость, и массу UPS.

    Рис.3 Архитектура зарядного устройства ИБП (линейный регулятор)

    Преобразование переменного напряжения в постоянное, традиционно, осуществляется выпрямителем на базе диодного моста, с которого выпрямленное напряжение поступает на схему регулятора-стабилизатора.

    Режим работы регулятора напряжения может определяться двумя схемами:

    - схемой ограничения тока стабилизатора;

    - схемой термической регулировки.

    Обе эти схемы являются опциональными и их наличие характерно для зарядных устройств более высокого класса. В простейших зарядных устройствах, работающих в режиме заряда постоянным напряжением, они чаще всего отсутствуют.

    Включение и выключение регулятора напряжения осуществляется микропроцессором (или другим контроллером, выполняющим функцию главной управляющей микросхемы UPS) посредством сигнала ON/OFF . Включение и выключение зарядного устройства осуществляется микропроцессором, который анализирует состояние сигнала уровня заряда аккумулятора и сигнала AC-OK (сигнала наличия на входе UPS переменного сетевого напряжения).

    Подавляющим большинством разработчиков UPS используется микросхема LM317 в качестве основы линейного регулятора зарядного напряжения. Эта универсальная микросхема трехвыводного стабилизатора положительного напряжения, позволяющая проектировать стабилизаторы с выходным напряжением от 1.2В до 37В и током нагрузки до 1.5А . Мы не будем сейчас распространяться по поводу LM317, ведь любой желающий найдет о ней самую подробную информацию как через Internet, так и в отечественных справочниках по зарубежной элементной базе. Единственное, на чем хотелось бы остановиться, так это на особенностях включения стабилизатора и методах программирования уровня выходного напряжения.

    Стабилизатор LM317 удобен тем, что требуют всего двух внешних резисторов для задания уровня выходного напряжения. Кроме того, показатели нестабильности по току нагрузки и напряжению у LM317 гораздо лучше, чем у стабилизаторов с фиксированным выходным напряжением. LM317 имеет встроенную схему защиты от перегрузки, схему ограничения тока, схему защиты от перегрева, схему защиты от несоблюдения области безопасной работы.

    Конфигурация внешних резисторов и направление токов, протекающих через выводы LM317, показаны на рис.4. Стабилизатор обеспечивает опорное напряжение Vref = 1.25 В (напряжение между выходным и управляющим выводами). Это опорное напряжение прикладывается к задающему ток резистору R1 . Значение же выходного напряжения определяется по формуле (1):

    Vout=Vref(1+R2/R1)+I ADJ R2 (1)


    Рис.4 Стабилизатор LM317

    Ток через управляющий вывод не превышает значения 100мкА и в данной формуле входит в слагаемое, определяющее погрешность. Поэтому при разработке стабилизатора ток I ADJ стремятся предельно снизить, и, таким образом, уменьшить, насколько это возможно, изменения выходного напряжения и тока нагрузки. Для этой цели, весь ток потребления протекает через выходной вывод микросхемы, определяя минимально необходимый ток нагрузки. Если нагрузка на выходе не достаточна, то выходное напряжение будет расти. Для предотвращения этого явления в зарядных устройствах вводится следящая цепь, которая при увеличении выходного напряжения (а это может происходить по мере заряда аккумуляторов) корректирует номиналы резистивного делитель, и, в частности, эквивалентное сопротивление резистора R2. Пример такой следящей связи представлен на рис.5. В представленной схеме датчиком выходного напряжения является резистивный делитель R4/R5 . Увеличение выходного напряжения приводит к открыванию транзистора Q1 и подключению резистора R3 параллельно резистору R2 . В результате, эквивалентное сопротивление резистора R2 уменьшается, что приводит к снижению величины выходного напряжения. Аналогичным образом можно компенсировать и величину зарядного напряжения при изменении окружающей температуры. Для этого вместо резистора R5 достаточно установить терморезистор.

    Рис.5 Следящая цепь позволяет предотвращать изменение выходного напряжения и тока нагрузки

    Ни один из выводов микросхемы не должен быть подключен к "земле" в обязательном порядке. Подключение к "земле" осуществляется через соответствующий делитель. Поэтому данный стабилизатор, как говорят, имеет "плавающие" относительно "земли" потенциалы выводов. Как результат этого, с помощью LM317 могут стабилизироваться напряжения в несколько сотен вольт, при условии, что не будет превышен допустимый предел разности напряжений между входом и выходом (максимальное значение разности не должно превышать 40В ).

    Необходимо отметить, что микросхема LM317 удобна для создания не только линейных стабилизаторов с программируемым выходным напряжением, но и для создания простых регулируемых импульсных стабилизаторов, хотя именно такое решение в источниках бесперебойного питания, практически, не встречается.

    Подключение управляющего вывода ADJ (конт.2) к «земле» приводит к тому, что выходное напряжение стабилизатора задается на уровне 1.2 В , при котором большинство нагрузок начинает потреблять мизерный ток, т.е., фактически, нагрузка выключается. Именно по такому принципу осуществляется включение/выключение зарядного устройства. Для этого в схему вводится транзистор, включаемый между «землей» и контактом ADJ . Транзистор управляется TTL-сигналом, формируемым микроконтроллером рис.6.

    Рис.6 Включение/выключение стабилизатора LM317

    Открывание транзистора приводит к шунтированию на землю вывода ADJ и выключению зарядного устройства. Запирание же транзистора позволяет включить зарядное устройство и сформировать на выходе LM317 напряжение, величина которого задана внешним резистивным делителем. Шунтирование управляющего вывода может осуществляться не напрямую на «землю», а через резистор (рис.7 ). В этом случае на выходе зарядного устройства формируется уже не 1.2В, а несколько большее напряжение, однако, все равно, с достаточно низким потенциалом, что, фактически, соответствует прекращению работы зарядного устройства.

    Рис.7

    Кроме управляющего транзистора, в схеме зарядного устройства часто имеется еще и ограничитель тока, который отключает стабилизатор LM317 в случае превышение тока нагрузки (в данном случае тока заряда аккумуляторов) сверх установленного значения. Вариант зарядного устройства с ограничителем тока представлен на рис.8. Именно так и выглядят зарядные устройства подавляющего большинства источников бесперебойного питания компании PowerCom модельного ряда KING (семейство KIN ) и модельного ряда Black Knight (семейство BNT ). В данной схеме величина тока, при котором происходит ограничение, задается, в первую очередь, номиналом резистора R3 . Падение напряжения на резисторе R3 управляет транзистором Q1 . Резистор R3 с сопротивлением 1 Ом устанавливает предельное значение тока 0.6А . А в принципе, величина выходного тока, при котором осуществляется ограничение, т.е. величина тока короткого замыкания (КЗ) вычисляется по формуле (2):

    Iкз = 600 mV / R3 (2)

    Рис.8 Зарядное устройство ИБП PowerCom семейств KIN/BNT

    На этом рассмотрение особенностей микросхемы LM317 мы заканчиваем и переходим к обзору практических схем зарядных устройств различных источников бесперебойного питания.

    Единственное, на что еще можно обратить внимание, так это на то, что у микросхемы LM317 имеется и отечественный аналог – это стабилизатор 142ЕН12 , который ничем от нее не отличается (ни характеристиками, ни типом корпуса, ни внутренней схемой, ни схемами применения).

    Рис.9 Зарядное устройство ИБП APC Back-UPS 600 (шасси 640-0208E)

    На рис.9 представлен первый пример использования LM317 для построения зарядного устройства. В этом примере на вход стабилизатора подается выпрямленное, но не сглаженное напряжение, получаемое на выходе диодного моста из пониженного сетевого переменного напряжения. В результате, на выходе стабилизатора, также формируется не постоянное напряжение, а «параболы со срезанными верхушками». Ограничение параболы осуществляется на уровне напряжения стабилизации, который, в первую очередь, задается резисторами R9 и R11 . Более точная подстройка этого напряжения осуществляется делителем R10/VR1 . Таким образом, переменный резистор VR1 позволяет подрегулировать величину выходного напряжения зарядного устройства. Сглаживание выходного напряжения зарядного устройства осуществляется электролитическим конденсатором C3 .

    Рис.10 Зарядное устройство ИБП PowerCom KIN 800/1500AP

    На рис.10 приводится схема зарядного устройства, использующегося во многих моделях семейств KIN и BNT фирмы PowerCom. Это зарядное устройство строится по классической схеме с ограничением по току. Величина выходного напряжения зарядного устройства задается резистивным делителем R7/R38. Токовым датчиком, задающим порог токового ограничения, является резистор R51 . Токовый датчик управляет транзистором Q8 , с помощью которого осуществляется блокирование стабилизатора в момент превышения током порогового значения. Включение/выключение зарядного устройства осуществляется транзистором Q10 , который управляется сигналом ON/OFF от микропроцессора.

    Рис.11 Зарядное устройство ИБП PowerCom KIN 425/625AP

    На рис.11 представлена еще одна схема зарядного устройства для UPS компании PowerCom. Эта схема также построена на основе классической схемотехники зарядного устройства с токовым ограничением, однако в ней предусмотрено изменение режимов работы зарядного устройства. Изменение режимов работы, т.е. программирование зарядного устройства, осуществляется сигналом VOLT_SELECT , который является дискретным сигналом и генерируется микропроцессором. Этим сигналом изменяются параметры резистивного делителя, задающего выходное напряжение стабилизатора, и в частности изменяется сопротивление «нижнего» резистора (R2 на рис.4). Установка сигнала VOLT_SELECT в высокий уровень приводит к открыванию транзистора Q12 и запиранию Q7 . В результате «нижним» резистором делителя становится резистор R15 . Установка же сигнала VOLT_SELECT в низкий уровень приводит к открыванию транзистора Q7 и закрыванию Q12 , в результате чего «нижним» резистором делителя становится R17 c другим номиналом сопротивления, что, в итоге, приводит к изменению выходного напряжения зарядного устройства.

    Включение и выключение зарядного устройства осуществляется сигналом ON/OFF и транзистором Q18 , при открывании которого управляющий вывод стабилизатора LM317 (конт.1 ) шунтируется на «землю». Ограничение тока, как обычно, осуществляется транзистором Q19 , который, в свою очередь, управляется токовым датчиком – резистором R35 .

    На схеме, изображенной на рис.11 можно видеть еще и наличие датчика работы зарядного устройства, состоящего из R53, R45 и C19 . Этим датчиком генерируется сигнал CHRG_ON сразу же, как только на входе UPS появляется питающее напряжение первичной сети. Этот сигнал своим высоким уровнем сообщает микропроцессору о наличии сетевого напряжения и возможности начала процесса заряда аккумуляторов. Именно по этому сигналу микропроцессор устанавливает сигнал ON/OFF в низкий уровень, что и приводит к запуску зарядного устройства. В принципе, этот датчик можно было бы назвать датчиком наличия сетевого напряжения.

    Рис.12 Зарядное устройство ИБП Back-UPS 900/1250 (шасси 640-0209)

    Зарядное устройство на рис.12 предназначено для формирования мощного тока заряда аккумуляторов. Но так как LM317 позволяет формировать ток величиной всего лишь до 1.5А , то для увеличения мощности устанавливают параллельно два стабилизатора (IC12 и IC13 ), в результате чего ток нагрузки делится между двумя этими микросхемами примерно пополам, т.е. данное зарядное устройство обеспечивает зарядный ток, величиной до . Величина зарядного напряжения задается резисторами R141, R142, R143 и VR6 . Как и в одном из уже рассмотренных примеров, переменный резистор VR6 позволяет обеспечить точную подстройку напряжения зарядного устройства. Эта операция выполняется на заводе-изготовителе, а также может осуществляться сервисными инженерами при тестировании UPS.

    В данной схеме предусмотрен плавный запуск зарядного устройства, т.е. выходное напряжение нарастает постепенно – по экспоненциальному закону. Плавный запуск обеспечивается схемой, состоящей из транзистора Q45 и интегрирующей цепи R166/C48 . В момент появления переменного напряжения на выходе понижающего трансформатора T2 , конденсатор C48 разряжен, в результате чего транзистор Q45 оказывается закрытым. Закрытый Q45 «отсекает» от «земли» резистивный делитель (и, в частности, резистор R142 ), с помощью которого задается величина выходного напряжения зарядного устройства. Однако по мере заряда конденсатора C48 , транзистор Q45 начинает приоткрываться, и задающий делитель подключается к «земле». Напряжение на конденсаторе растет по экспоненциальному закону, в результате чего по такому же закону изменяется выходное напряжение и ток.

    Транзистор Q19 является управляющим транзистором, с помощью которого осуществляется включение и выключение зарядного устройства. Управляется транзистор сигналом ACFAIL , который устанавливается в высокий уровень в момент пропадания сетевого напряжения. Активизация сигнала ACFAIL приводит к открыванию транзистора Q19 и выключению зарядного устройства.

    Кроме того, в данной схеме предусмотрена и термическая компенсация зарядного напряжения, и термическая защита. Для этих целей предназначен терморезистор R161 и управляемый им транзистор Q18 , который, в свою очередь, управляет транзистором Q19.

    Кроме LM317 в зарядных устройствах могут применяться и интегральные трехвыводные стабилизаторы на фиксированное напряжение. Эти стабилизаторы имеют три вывода: входное напряжение, выходное напряжение и «земля». Именно относительного «земли» эти стабилизаторы и ограничивают свое выходное напряжение. Из всего многообразия таких микросхем, наиболее подходящими для построения зарядных устройств аккумуляторов являются стабилизаторы на 15 Вольт . Однако напряжение 15В является избыточным. Поэтому для снижения величины действующего выходного напряжения эти стабилизаторы заставляют работать в условно-импульсном режиме. Такой режим подразумевает, что на вход стабилизатора подается несглаженное выпрямленное напряжение. В результате, на выходе стабилизатора формируются «срезанные» на уровне 15 Вольт параболы, при сглаживании которых далее получают напряжение около 14 Вольт . Пример такого зарядного устройства представлен на рис.13.

    Восстановление аккумуляторов от UPS

    Вероятно, у многих найдутся блоки бесперебойного питания (UPS), которые не работают по причине "убитого" аккумулятора. Ввиду определённых причин, аккумуляторы в бесперебойниках работают не так долго, как могут при правильных условиях эксплуатации.

    Выбрасывать такие аккумуляторы нельзя, потому что они содержат свинец, который является тяжёлым металлом. Приобретение нового аккумулятора для UPSа часто нецелесообразно, потому что стоимость аккумулятора чуть меньше стоимости нового, более мощного бесперебойника.

    Такой аккумулятор можно попытаться восстановить. Так как гелевые кислотно-свинцовые аккумуляторы являются необслуживаемыми, то нет никаких гарантий того, что восстановление будет успешным. Тем не менее, вероятность удачи высока и лучше попробовать восстановить аккумулятор, чем он будет лежать несколько лет и в итоге окажется на свалке.


    Итак, имеем гелевый кислотно-свинцовый аккумулятор. Напряжение - ноль вольт, зарядный ток - ноль ампер. Поддеваем отвёрткой пластмассовую крышку и аккуратно снимаем. В нескольких местах она приклеена клеем. Под крышкой находятся резиновые колпачки, их назначение - стравливать образующиеся при работе аккумулятора газы.


    Снимаем колпачки и доливаем в каждую банку 3мл дистиллированной воды. Водопроводную и кипячёную воду использовать нельзя. Дистиллированную воду можно найти в аптеке, автозапчастях или получить на дистилляторе. Некоторые используют талую воду от снега.


    После долития воды аккумулятор нужно поставить на зарядку, подключив к регулируемому блоку питания. Изначально, зарядного тока может не быть вообще. Нужно повышать напряжение, чтобы получить зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Со временем ток будет расти, при этом напряжение на блоке питания нужно постепенно уменьшать. Когда ток заряда дойдёт до 100мА, напряжение уменьшать не нужно, а нужно дождаться, когда ток вырастет до 200мА. После этого аккумулятор нужно отключить и оставить на 12 часов. После этого времени аккумулятор нужно снова поставить на зарядку. Зарядный ток при этом возрастёт, поэтому нужно понизить напряжение блока питания до такого значения, чтобы ток заряда был равен 600мА (для аккумулятора ёмкостью 7Ач). Следя за током, заряжать нужно в течение 4 часов.



    После этого следует разрядить аккумулятор до 11В, подключив нагрузку - например, лампочку на 15Вт. После того, как аккумулятор разрядился, необходимо повторить заряд с током 600мА. Можно проделать несколько циклов заряд-разряд.

    После восстановления аккумулятор можно эксплуатировать в штатном режиме. Ёмкость аккумулятора, скорее всего, окажется меньше, он будет быстрее разряжаться, но, тем не менее, он будет работать.

    Восстановление для аккумулятора - экстремальный режим, на который аккумулятор не расчитан, поэтому необходимо внимательно следить за процессом, не подвергать аккумулятор длительному воздействию повышенного напряжения и тока.

    Как правильно заряжать аккумулятор

    После того, как аккумулятор восстановлен, его можно заряжать обычным для данного типа аккумуляторов способом, который в самом простейшем случае может выглядеть так: аккумулятор подключается к стабилизированному источнику напряжения 14.5В. В разрыв цепи устанавливается проволочный переменный резистор соответствующей мощности, которым устанавливается нужный ток. Вместо переменного резистора можно установить стабилизатор тока. Величина тока берётся, как ёмкость аккумулятора делённая на 10. Например, при ёмкости 7Ач зарядный ток должен составлять 700мА. После включения блока питания переменным резистором (или стабилизатором) необходимо выставить этот ток. Во время зарядки напряжение остаётся неизменным!

    По мере зарядки ток начнёт падать, поэтому необходимо следить за показаниями амперметра и уменьшать сопротивление переменного резистора, чтобы поддерживать заданный ток. В какой-то момент сопротивление резистора окажется нулевым, в таком режиме можно прекратить слежение: ток будет постепенно уменьшаться и увеличить его уже не будет возможности, т.к. напряжение постоянно - 14.5В. Когда значение протекающего тока станет почти нулевым - аккумулятор заряжен.

    Следует напомнить, что кислотные свинцовые аккумуляторы нельзя разряжать до напряжения ниже 11 вольт.

    UP 16.06.2012
    Иногда случается, что восстановленный аккумулятор работает неудовлетворительно: его ёмкость оказывается слишком низкой и он держит заряд под нагрузкой буквально несколько дней (в то время, как другие работают под такой нагрузкой неделями). В чём же может быть причина - неужели ресурс данных необслуживаемых аккумуляторов настолько мал?

    Для проверки, в чём же дело, мы разобрали такой аккумулятор.


    Состояние пластин и материала, пропитанного электролитом, не вызывает никаких нареканий. Нет и малейших следов сульфатации, а замыкание пластин тем более невозможно в виду высокой плотности материала между ними. Что же вызывает необратимую потерю ёмкости аккумулятора?


    Дело в "отгнивании" пластин. Место, в котором пластина соединяется с выводом банки как будто нарочно делается тонким. В результате именно там происходит электрохимическое разрушение свинца и разрушение контакта. По этой причине при восстановлении и зарядке таких аккумуляторов отдельные банки нагреваются, а ток заряда может неожиданно прыгать.

    Если бы этот узел имел большее сечение, ресурс герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов был бы в разы большим, но, вероятно, производителям это не выгодно.

    Зарядка аккума ИБП: делаем это верно

    Батареи в источниках бесперебойного питания являются более дорогостоящим компонентом во всем устройстве. От правильной эксплуатации зависит долговечность и сроки исправной работы аппаратуры. Сюда заходит и зарядка аккума бесперебойника: соблюдение правил этого процесса способно продлить сроки службы и сохранить эффективность дорогостоящих батарейных модулей.

    Какие батареи подходят для ИБП?

    Правила заряда батарейных модулей впрямую диктуются типом применяемых батарей. Во всех современных источниках питания используются батареи свинцово-кислотного типа. Другими словами вопрос, как зарядить аккумулятор бесперебойника , предполагает процесс зарядки свинцовых кислотных аккумов. Эти батареи похожи на автомобильные аккумуляторы, но меж ними есть значимая разница. По большей части она обусловлена тем, что в автомобилях аккумулятор повсевременно обдувается воздухом, проходящим под капотом. Батареи бесперебойника статичны и недвижны.

    Перед тем, как заряжать аккумулятор от ИБП, стоит осознать структуру и механизм работы батарей. Электролит снутри батареи содержится в виде геля, поэтому он не разливается и не расплескивается. Благодаря этому некие модели ИБП могут устанавливаться как вертикально, так и горизонтально (к примеру, под монитор). Батарея герметизирована, поэтому не просит особенного пользовательского ухода, кроме своевременной зарядки бесперебойника по мере надобности. Более того, батарея ИБП при работе не выделяет водорода либо других взрывоопасных и вредных газов, потому что рециркулирует в пространстве корпуса.

    Первая зарядка аккумулятора ИБП: что нужно знать

    При покупке бесперебойника принципиально разобраться, как сначало зарядить аккумуляторную батарею в ИБП. Обычно, за время с момента производства аппаратуры до покупки и введения в эксплуатацию юзером заводской заряд батареи разряжается. Другими словами новый ИБП прибудет к для вас в дом, кабинет либо на предприятие в разряженном состоянии. Это означает, что батареи не смогут обеспечить надежное поддержание питания защищаемых устройств при мгновенной установке бесперебойника под нагрузку. К тому же, устройство запрограммировано на самотестирование перед каждым пуском. Процедура самотестирования закончится сообщением о неисправности батарейного модуля и требованием его подмены.

    Зарядка аккумулятора Battery charging

    Зарядка аккумулятора от бесперебойника , при помощи блока питания и лампочки заместо резистора. Battery charging

    Как восстановить аккумулятор от ИБП UPS APC

    Поддержи меня на Patreon — ЖырБест В большинстве случаев аккумуляторы в.


    Как зарядить бесперебойник для компьютера или для другого оборудования после покупки:

    • Подключите ИБП к сети, не подключая нагрузку. 1-ая зарядка ИБП востребует больше времени, чем следующие процедуры обыкновенной штатной подзарядки. Оставьте бесперебойник включенным в сеть на день – 24 часа.
    • Зарядка будет выполняться при питании ИБП от сети вне зависимости от того, включено ли устройство.
    • Зимой перед тем, как зарядить бесперебойник, после занесения его с холода лучше бросить его в теплой комнате на несколько часов, чтоб он согрелся.

    После первого цикла подзарядки стоит включить нагрузку для первого разряда батареи. Предпочтительна статичная нагрузка с неизменной, не «прыгающей» мощностью. После подобного полного разряда стоит опять на сто процентов произвести цикл зарядки-разрядки батареи. Опять стопроцентно зарядите аккумулятор ИБП – и после чего он будет откалиброван и готов защищать вашу технику от скачков напряжения в сети.

    Основные правила зарядки свинцово-кислотных батарей

    Чтоб знать, как зарядить ИБП верно, довольно обладать всего 2-мя правилами заряда свинцово-кислотных батарей:

    1. Исходный ток подзарядки по собственному номиналу в Амперах не должен быть больше 3-30% от ёмкости самого аккума в Ампер-часах.

    Чтоб дорогостоящая батарея бесперебойника прослужила собственный наибольший срок эксплуатации без сбоев и утраты эффективности, ток подзарядки должен быть чуток меньше рекомендуемого.

    Сколько заряжать бесперебойник, вы можете высчитать без помощи других. Для этого поделите ёмкость аккума в Ампер-часах на силу тока в зарядном устройстве в Амперах.


    Как часто заряжать батарею ИБП?

    С какой периодичностью и чем заряжать аккумуляторные батареи для ИБП, чтоб он прослужил очень длительно? Самый долгий допустимый срок службы источника бесперебойного питания достижим в случае, если зарядка АКБ бесперебойника осуществляется безпрерывно от 1-го зарядного устройства с одним и этим же напряжением: или неизменным, или напряжением «плавающего» типа. Срок обычного хранения обычно оказывается меньше, чем фактический срок повсевременно эксплуатируемой и подзаряжаемой батареи. Потому не стоит страшиться раннего износа батареи ИБП из-за нередкой зарядки. Напротив, некие естественные процессы износа и старения устройств замедляются и приостанавливаются благодаря неизменной подзарядке аккума.

    При покупке источников питания в специализированных компаниях сотрудники тщательно растолкуют, как заряжать ИБП, каковы условия эксплуатации и другие специальные особенности оборудования. Соблюдая советы экспертов, вы обезопасите свою технику от раннего износа и поломок, а себя – от лишних трат на ремонт и подмену частей в оборудовании.

    Написать письмо

    По хоть какому вопросу вы сможете пользоваться данной формой.

    Для того чтобы источник бесперебойного питания (ИБП / UPS) служил Вам максимально долго и ваше вложение средств в ИБП оказалось наиболее эффективно, постарайтесь следовать приведенным ниже советам:

    Прежде чем включать новый ИБП (UPS) , зарядите батареи.

    Батареи нового ИБП обычно не заряжены. Поэтому, если Вы сразу же поставите ИБП под нагрузку, батареи не смогут обеспечить должное поддержание питания.

    Процедура самотестирования, автоматически запускаемая при каждом включении ИБП, в числе прочих диагностических операций, проверяет, в состоянии ли батарея справиться с нагрузкой. Поскольку батарея, будучи незаряженной, справиться с нагрузкой не может, ИБП, возможно, сообщит, что батарея неисправна и требует замены.

    Все, что нужно сделать в такой ситуации - это дать батареям зарядиться. Оставьте ИБП подключенным к сети на 24 часа. Это первая зарядка батарей, поэтому она требует больше времени, чем обычная штатная зарядка, регламентированная в техническом описании ИБП. Сам ИБП может быть выключен. ИБП производят зарядку батарей от сети независимо от того, включен сам ИБП или нет.

    В любом случае, если Вы принесли ИБП с холода, дайте ему согреться при комнатной температуре в течение нескольких часов.

    Подключайте к ИБП только ту нагрузку, которая требует действительно бесперебойного питания.

    ИБП оправдан лишь там, где потеря питания может привести к потере данных - персональные компьютеры, серверы, хабы, маршрутизаторы и т. п. Принтеры, сканнеры, осветительные лампы обычно не нуждаются в гарантированном питании.

    Для того чтобы защитить от разрядов и помех оборудование, не несущее информацию, которая может быть потеряна в результате сбоя питания, достаточно применение сетевого фильтра или, при значительных колебаниях напряжения в сети, сетевого стабилизатора

    Не перегружайте ИБП.

    Выбирайте ИБП, мощность которого больше или равна суммарной мощности нагрузки. При этом обязательно учтите разницу между ваттами и вольт-амперами.

    Мощность ИБП заявляется в ВА, а потребляемая мощность оборудования чаще всего в Вт. Для компьютерного типа нагрузки существует соотношение: Мощность (ВА) = Мощность (Вт) / 0.8. Т.е., например 1000 ВА = 800 Вт.

    В последнее некоторые нагрузки имеют корректоры входной мощности PFC (Power Factor Corrected) блоки питания компьютеров. Для таких блоков питания 1000 ВА = 1000 Вт, но такая среди обычных компьютеров – редкость.

    Постарайтесь обеспечить заземление.

    Без должного заземления эффективность подавления помех будет снижена.

    Соблюдайте правила эксплуатации:

    ИБП обычно рассчитаны на работу в окружающих условиях, указанных в техническом описании. Не переохлаждайте (ниже 0° С) и не перегревайте ИБП выше 40° С. Не подвергайте ИБП воздействию влаги.

    ИБП (UPS) , даже отключенный от всего, может создать напряжение 220 В, опасное для жизни!

    Несколько полезных советов.

    Не забывайте о том, что ИБП (UPS) позволяет корректировать пороги перехода на батареи. Если Ваш ИБП то и дело переходит на батареи, проверьте, правильно ли он настроен. Может быть, порог срабатывания или чувствительность выставлены слишком высоко.

    Тестируйте ИБП. Периодически запуская процедуру самотестирования, Вы всегда можете быть уверены, что Ваш ИБП полностью готов к работе.

    Не выключайте ИБП (UPS) из сети. Выключайте ИБП кнопкой на передней панели, но не выдергивайте его шнур из розетки, если только Вы не покидаете его на длительный срок. Даже в выключенном состоянии ИБП осуществляют зарядку батарей.

    Главная цель профилактического обслуживания - недопущение аварии в период между визитами сервисного инженера. Данная услуга крайне важна для обеих сторон, так как позволяет значительно сократить число дорогостоящих аварийных выездов, а иногда вообще избежать их, обеспечивая безотказную работу установленного у заказчика оборудования в течение всего срока службы.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png