Настоящие звезды компьютерного небосклона являются основными вычислительными средствами научных, промышленных и военных проектов.

Сверхмощные вычислительные машины и их разработчики всегда находятся в центре внимания, что неудивительно, ведь стоимость таких компьютерных систем измеряется миллионами, а их возможности по управлению огромными и сложнейшими массивами данных поражают воображение. Суперкомпьютеру под силу, например, просчитать модель изменения климата на грядущее десятилетие или смоделировать движение частиц автомобильного лака в воздушном потоке в течение нескольких дней, недель и даже месяцев. При этом стандартному ПК для выполнения таких задач не хватило бы и целой человеческой жизни. Суперкомпьютеры играют также видную роль в ядерных разработках — например, при расчете силы взрывной волны.

Младший брат умнее человека?
11 мая 1997 года состоялся «матч века» по шахматам, вошедший в историю как поединок между машиной и человеком. В заключительной шестой партии чемпион мира Гарри Каспаров потерпел поражение от созданного IBM компьютера Deep Blue, что определило исход матча — 2,5:3,5 в пользу искусственного разума. Для того чтобы разгромить соперника, машине понадобилось всего 19 ходов.
Deep Blue был специально разработан компанией IBM для игры в шахматы, много раз перепрограммировался и совершенствовался, но звание самой быстрой ЭВМ ему никогда не принадлежало. А по сравнению с конкурентами из TOP500 — официального рейтинга самых мощных компьютерных систем мира (top500.org) — он работал даже медленно. В июне 1997 года Deep Blue удалось занять лишь 259 место в этом списке, а сейчас, по прошествии 15 лет, его уже давно нет в заветном перечне.

Рождение сверхмощной машины
Считается, что первый суперкомпьютер появился на свет в 1964 году, а его создателем принято называть американца Сеймура Крея, который претворял в жизнь поистине революционные для своего времени идеи — большинство из них стало применяться в массовом производстве ПК лишь спустя несколько десятилетий. Один из примеров тому — конвейерная обработка инструкций, которая позволяет компьютеру разделять выполнение команд на несколько этапов, называемых ступенями, вместо того чтобы выполнять их последовательно, одну за другой. При этом на различных ступенях конвейера выполняется несколько команд. Применяя этот принцип, Крей сконструировал для компании CDC (Control Data Corporation) первый коммерчески выгодный суперкомпьютер CDC 6600 с производительностью 3 млн операций с плавающей запятой в секунду (флопс).
Флопс — сокращение от английского floating operations per second, в переводе на русский — «количество операций с плавающей запятой». Эта величина измеряется при помощи стандартного теста LINPACK. В 1964 году производительность CDC 6600 считалась рекордно высокой, по современным же меркам она ничтожно мала.

Гонка за рекордами
Deep Blue, созданный в 1997-м, мог похвастаться мощностью 11,38 млрд флопс, а ASCI Red, несколько лет возглавлявший список самых мощных компьютеров, уже одолел рубеж в один терафлопс — 1,068 триллиона операций в секунду. И хотя стандартный тест LINPACK измеряет производительность не процессора, а всей системы в целом, его результаты едва ли можно назвать бесспорными. Причина кроется в том, что вычислительные машины, построенные по определенному типу, получают преимущество в этом испытании, в то время как на некоторых компьютерах тест LINPACK выполнить и вовсе невозможно в силу особенностей их архитектуры. Тем не менее звание создателя самого быстрого в мире компьютера было и остается весьма престижным.
Раньше в TOP500 бесспорными лидерами были США, но в 80-е годы XX века серьезную конкуренцию им составила Япония, а теперь и Китай готов побороться за первые места в заветном списке. Предыдущий обладатель титула «Номер один» также родом из Азии. K-computer, сконструированный компанией Fujitsu, установлен в японском городе Кобе. Он работает на базе операционной системы Linux и по-настоящему впечатляет оснащением: 705 024 ядра обеспечивают скорость вычислений в 10,51 петафлопс, что в четыре раза превышает производительность суперкомпьютера Tianhe-1A, лидировавшего в списке TOP500 в 2010 году.
Впрочем, США удалось отвоевать лидерство: Sequoia 1A от фирмы IBM с рекордной производительностью 16,32 петафлопс по праву получил звание самого быстрого суперкомпьютера в мире. Эта сверхмощная ЭВМ установлена на территории Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса и используется для ядерных разработок.
Однако задачи, стоящие перед суперЭВМ, далеко не всегда столь серьезны. В качестве примера можно привести торговую марку Pringles, столкнувшуюся с неожиданными трудностями: при движении конвейера некоторые чипсы вылетали с ленты. Для решения этой проблемы применялись аэродинамические вычисления, которые проводились суперкомпьютером.

История развития
1837 г. Вычислительная машина
Предшественницей современных ПК принято считать механическую вычислительную машину под названием Analytical Engine, сконструированную англичанином Чарльзом Бэббиджем.

1941 г. Zuse Z3
Первый компьютер, получивший название Z3, был сконструирован инженером Конрадом Цузе и размерами напоминал шкаф. Он был уничтожен во время авианалета в 1943 году.

1964 г. CDC 6600
Сеймур Крей создал первый суперкомпьютер стоимостью около $8 млн. Сконструированные Креем машины долгое время оставались самыми быстрыми в мире.

1976 г. Cray 1
Основав собственную фирму, Крей выпустил суперкомпьютер Cray 1 с производительностью 250 млн флопс. Эта модель получила огромный успех.

1984 г. М13
Рубеж в один гигафлопс покорен: разработанный в СССР суперкомпьютер М13 работает со скоростью 2,4 млрд флопс

1993 г. TOP500
Ганс Мойер, профессор из немецкого города Мангейма, с 1986 года вел список самых мощных суперкомпьютеров мира. В 1993-м его сменил рейтинг TOP500.

1995 г. Ядерное оружие
В США стартовал проект Advanced Simulation and Computing (программа передовых вычислений и моделирования). Компьютерные симуляторы пришли на смену реальным испытаниям ядерного оружия.

1996 г. Шах и мат
Суперкомпьютеру под названием Deep Blue удалось обыграть чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в одной партии из шести. А в 1997 году победа была одержана уже во всем матче.

1997 г. ASCI Red
Новый прорыв США: производительность разработанного американцами ASCI Red превышает отметку в один терафлопс.

2008 г. Петафлопс
Чтобы преодолеть границу в один петафлопс, потребовалось целых 11 лет. Суперкомпьютер Roadrunner от IBM оценивается в $133 млн.

2010 г. Tianhe-1A
США — признанная компьютерная супердержава, но китайская разработка Tianhe-1A ставит под вопрос гегемонию американцев.

2012 г. Sequoia
Сконструированный в США сверхмощный компьютер Sequoia работает в шесть раз быстрее, чем Tianhe, и устанавливает новый мировой рекорд — 16,3 петафлопс.
2019 г. Экзафлопс
Эксперты предсказывают, что к 2019 году компьютеры смогут обрабатывать квинтиллион (число с 18 нулями) операций в секунду.

Суперкомпьютеры и их применение

Подготовила студентка

1 курса магистратуры

Дзреян Валентина Александровна

Ростов-на-Дону – 2015

Введение. 3

1. Определение понятия суперкомпьютер. 4

2. История развития суперкомпьютеров. 5

3. Устройство суперкомпьютера. 6

4. Производительность. 7

5. Современные тенденции развития суперкомпьютерной техники. 8

6. Применение суперкомпьютеров. 10

Заключение. 12

Введение

С момента появления первых компьютеров одной из основных проблем, стоящих перед разработчиками, была производительность вычислительной системы. За время развития компьютерной индустрии производительность процессора стремительно возрастала, однако появление все более изощренного программного обеспечения, рост числа пользователей и расширение сферы приложения вычислительных систем предъявляют новые требования к мощности используемой техники, что и привело к появлению суперкомпьютеров. Что же такое суперкомпьютеры, и зачем они нужны?

Рассмотрим особенности, характерные для суперкомпьютеров, проанализируем ход развития суперкомпьютерной техники, современное состояние и возможные перспективы развития, а также области применения.

Определение понятия суперкомпьютер

В настоящее время суперкомпьютерами принято называть компьютеры с огромной вычислительной мощностью, предназначенные для высокопроизводительных вычислений.(High-Performance Computing – HPC)

В принципе, суперкомпьютер это обычная вычислительная система, позволяющая производить сложные расчеты за более короткие промежутки времени. О чем собственно и говорит приставка «Супер» (Super в переводе с английского означает: сверх, над).

Важным показателем производительности компьютера является степень его быстродействия. Она измеряется так называемыми флопсами - от английского сокращения, обозначающего количество операций с числами, представленными в форме с плавающей запятой, в секунду. То есть за основу берется подсчет - сколько наиболее сложных расчетов машина может выполнить за один миг.



Вокруг попыток дать определение термина «суперкомпьютер» всегда было много споров.

Что такое суперЭВМ? Оксфордский толковый словарь по вычислительной технике, изданный в 1986 году, сообщает, что суперкомпьютер - это очень мощная ЭВМ с производительностью свыше 10 MFLOPS (миллионов операций с плавающей запятой в секунду). Сегодня этот результат перекрывают уже не только рабочие станции, но даже, по крайней мере, по пиковой производительности, и ПК.

Однако такой подход к определению суперЭВМ не совсем корректен. Более корректно, на наш взгляд, перечислить основные признаки, характеризующие суперЭВМ, среди которых кроме высокой производительности следует отметить:

Самый современный технологический уровень (например, GaAs-технология);

Специфические архитектурные решения, направленные на повышение быстродействия (например, наличие операций над векторами);

Цена, обычно свыше 1-2 млн. долл.

Из-за большой гибкости самого термина до сих пор распространены довольно нечёткие представления о понятии «суперкомпьютер». Шутливая классификация Гордона Белла и Дона Нельсона, разработанная приблизительно в 1989 году, предлагала считать суперкомпьютером любой компьютер, весящий более тонны. Современные суперкомпьютеры действительно весят более 1 тонны, однако далеко не каждый тяжёлый компьютер достоин чести считаться суперкомпьютером. В общем случае, суперкомпьютер - это компьютер значительно более мощный, чем доступные для большинства пользователей машины. При этом скорость технического прогресса сегодня такова, что нынешний лидер легко может стать завтрашним аутсайдером.

Архитектура также не может считаться признаком принадлежности к классу суперкомпьютеров. Ранние компьютеры CDC были обычными машинами, всего лишь оснащёнными быстрыми для своего времени скалярными процессорами, скорость работы которых была в несколько десятков раз выше, чем у компьютеров, предлагаемых другими компаниями.

В настоящее время суперкомпьютерами принято называть компьютеры с огромной вычислительной мощностью. Такие машины используются для работы с приложениями, требующими наиболее интенсивных вычислений (например, прогнозирование погодно-климатических условий, моделирование ядерных испытаний и т. п.), что в том числе отличает их от серверов и мэйнфреймов (англ. mainframe ) - компьютеров с высокой общей производительностью, призванных решать типовые задачи (например, обслуживание больших баз данных или одновременная работа с множеством пользователей).

Иногда суперкомпьютеры используются для работы с одним-единственным приложением, использующим всю память и все процессоры системы; в других случаях они обеспечивают выполнение большого числа разнообразных приложений.

История развития суперкомпьютеров

Понятие «суперкомпьютер» существует почти так же долго, как и само представление о компьютере, но началом эры суперкомпьютеров можно, пожалуй, назвать 1976 год, когда появилась первая векторная система Cray 1.

Изобретателем суперкомпьютера является американский инженер С.Крей. В 1972 году он открыл свою фирму под названием «Крей Ресерч Инкорпорейтед». Эта фирма занималась разработкой самых высокоскоростных компьютеров в мире. Изобретением стали мультипроцессорные компьютеры, способные осуществлять одновременную обработку данных. В 1976 году был выпущен первый суперкомпьютер под названием «Крей-1», который мог осуществлять 240 млн. вычислений в одну секунду. Он применялся для научных исследований, таких, например, как моделирование сложных физических явлений. Такие компьютеры приобретались правительственными учреждениями и университетскими лабораториями. Cray-1, был самым быстродействующим на тот момент времени. Работая с ограниченным в то время набором приложений, Cray 1 показала настолько впечатляющие по сравнению с обычными системами результаты, что заслуженно получила название “суперкомпьютер” и определяла развитие всей индустрии высокопроизводительных вычислений еще долгие годы.

Следующие модели Крея – «Крей 1-М» и «Крей X-МР» обладали ещё большим быстродействием.
В 1985 г. появился «Крей-2», который мог выполнить 1 200 млн. операций за 1 с. Представленный в 1988 г. «Крей Y-MP» обладал быстродействием 2 670 млн. операций за секунду. Позднее были созданы суперкомпьютеры с ещё большим быстродействием.

Первым отечественным суперкомпьютером является БЭСМ-6, выпущенный в 1967 году под руководством, гениального инженера Сергея Алексеевича Лебедева. В данном компьютере было заложено так много инновационных решений, что её производство продолжалось на протяжении двадцати лет! Попытка американских инженеров создать что-либо совершеннее БЭСМ-6, носившая имя ILLIAC-IV, окончилась неудачей: данный суперкомпьютер оказалась дороже, сложнее и медленнее "русской машины". БЭСМ-6 не была единственным советским суперкомпьютером. В последние годы своей жизни Лебедев руководил работами по созданию многопроцессорного комплекса "Эльбрус", однако в 1974 году смерть помешала ему увидеть результаты своих трудов. Работы над первым компьютером серии "Эльбрус" завершились в 1979 году, и, хотя по производительности он, равно как и другие компьютеры серии, отставали от зарубежных аналогов, в его процессоре впервые была применена технология суперскалярности. Суперскалярная архитектура, то есть технология параллельного выполнения нескольких команд, независимых друг от друга, вскоре была реализована в большинстве процессоров для персональных компьютеров; таким образом, в процессорах Intel и AMD есть частичка нашего, русского, инженерного знания.

Современный ПК раз в 500 превосходит по быстродействию тогдашний Cray. Приставка супер- за это время нивелировалась, и сейчас многие избегают термина «суперкомпьютер». Как правило, современные суперкомпьютеры представляют собой большое число высокопроизводительных серверных компьютеров, соединённых друг с другом локальной высокоскоростной магистралью для достижения максимальной производительности в рамках подхода распараллеливания вычислительной задачи.

Безусловно, это уже не те монстры, которые помнят ветераны - новые технологии и требовательный рынок коммерческих применений существенно изменили облик современного суперкомпьютера, Теперь это не огромные шкафы с уникальной аппаратурой, вокруг которой колдуют шаманы от информатики, а вполне эргономичные системы с унифицированным программным обеспечением, совместимые со своими младшими собратьями.

Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее и будущее

Впервые термин "суперЭВМ" был использован в начале 60-х годов, когда группа специалистов Иллинойского университета (США) под руководством доктора Д. Слотника предложила идею реализации первой в мире параллельной вычислительной системы. Проект, получивший название SOLOMON, базировался на принципе векторной обработки, который был сформулирован еще Дж. фон Нейманом, и концепции матричной параллельной архитектуры, предложенной С. Унгером в начале 50-х годов.

Дело в том, что большинство суперкомпьютеров демонстрирует поражающую воображение производительность благодаря именно этому (векторному) виду параллелизма. Любой программист, разрабатывая программы на привычных языках высокого уровня, наверняка неоднократно сталкивался с так называемыми циклами DO. Но мало кто задумывался, какой потенциал увеличения производительности заключается в этих часто используемых операторах. Известный специалист в области систем программирования Д.Кнут показал, что циклы DO занимают менее 4% кода программ на языке FORTRAN, но требуют более половины счетного времени задачи.

Идея векторной обработки циклов такого рода заключается в том, что в систему команд компьютера вводится векторная операция, которая работает со всеми элементами векторов-операндов. При этом реализуются сразу две возможности ускорения вычислений: во-первых, сокращается число выполняемых процессором команд объектного кода, поскольку отпадает необходимость в пересчете индексов и организации условного перехода и, во-вторых, все операции сложения элементов векторов-операндов могут быть выполнены одновременно в силу параллелизма обработки.

Важно отметить еще одну особенность векторной обработки, связанную с количеством элементарных операций цикла: чем больше параллельных операций входит в векторизуемый цикл, тем ощутимее выигрыш в скорости выполнения вычислений, так как сокращается доля непроизводительных временных затрат на выборку, дешифрацию и запуск на исполнение векторной команды.

Первой суперЭВМ, использующей преимущества векторной обработки, была ILLIAC IV (SIMD архитектура). В начале 60-х годов группа все того же Слотника, объединенная в Центр передовых вычислительных технологий при Иллинойском университете, приступила к практической реализации проекта векторной суперЭВМ с матричной структурой. Изготовление машины взяла на себя фирма Burroughs Corp. Техническая сторона проекта до сих пор поражает своей масштабностью: система должна была состоять из четырех квадрантов, каждый из которых включал в себя 64 процессорных элемента (ПЭ) и 64 модуля памяти, объединенных коммутатором на базе сети типа гиперкуб. Все ПЭ квадранта обрабатывают векторную инструкцию, которую им направляет процессор команд, причем каждый выполняет одну элементарную операцию вектора, данные для которой сохраняются в связанном с этим ПЭ модуле памяти. Таким образом, один квадрант ILLIAC IV способен одновременно обработать 64 элемента вектора, а вся система из четырех квадрантов - 256 элементов. В 1972 г. первая система ILLIAC IV была установлена в исследовательском центре NASA в Эймсе. Результаты ее эксплуатации в этой организации получили неоднозначную оценку. С одной стороны, использование суперкомпьютера позволило решить ряд сложнейших задач аэродинамики, с которыми не могли справиться другие ЭВМ. Даже самая скоростная ЭВМ для научных исследований того времени - Control Data CDC 7600, которую, к слову сказать, проектировал "патриарх суперЭВМ" Сеймур Крей, могла обеспечить производительность не более 5 MFLOPS, тогда как ILLIAC IV демонстрировала среднюю производительность примерно в 20 MFLOPS. С другой стороны, ILLIAC IV так и не была доведена до полной конфигурации из 256 ПЭ; практически разработчики ограничились лишь одним квадрантом. Причинами явились не столько технические сложности в наращивании числа процессорных элементов системы, сколько проблемы, связанные с программированием обмена данными между процессорными элементами через коммутатор модулей памяти. Все попытки решить эту задачу с помощью системного программного обеспечения потерпели неудачу, в результате каждое приложение требовало ручного программирования передач коммутатора, что и породило неудовлетворительные отзывы пользователей.

Если бы разработчикам ILLIAC IV удалось преодолеть проблемы программирования матрицы процессорных элементов, то, вероятно, развитие вычислительной техники пошло бы совершенно другим путем и сегодня доминировали бы компьютеры с матричной архитектурой. Однако ни в 60-х годах, ни позднее удовлетворительное и универсальное решение двух таких принципиальных проблем, как программирование параллельной работы нескольких сотен процессоров и при этом обеспечение минимума затрат счетного времени на обмен данными между ними, так и не было найдено. Потребовалось еще примерно 15 лет усилий различных фирм по реализации суперЭВМ с матричной архитектурой, чтобы поставить окончательный диагноз: компьютеры данного типа не в состоянии удовлетворить широкий круг пользователей и имеют весьма ограниченную область применения, часто в рамках одного или нескольких видов задач.

По мере освоения средств сверхскоростной обработки данных разрыв между совершенствованием методов векторизации программ, т.е. автоматического преобразования в процессе компиляции последовательных языковых конструкций в векторную форму, и чрезвычайной сложностью программирования коммутации и распределения данных межд

Суперкомпьютеры: прошлое, настоящее и будущее

Впервые термин "суперЭВМ" был использован в начале 60-х годов, когда группа специалистов Иллинойского университета (США) под руководством доктора Д. Слотника предложила идею реализации первой в мире параллельной вычислительной системы. Проект, получивший название SOLOMON, базировался на принципе векторной обработки, который был сформулирован еще Дж. фон Нейманом, и концепции матричной параллельной архитектуры, предложенной С. Унгером в начале 50-х годов.

Дело в том, что большинство суперкомпьютеров демонстрирует поражающую воображение производительность благодаря именно этому (векторному) виду параллелизма. Любой программист, разрабатывая программы на привычных языках высокого уровня, наверняка неоднократно сталкивался с так называемыми циклами DO. Но мало кто задумывался, какой потенциал увеличения производительности заключается в этих часто используемых операторах. Известный специалист в области систем программирования Д.Кнут показал, что циклы DO занимают менее 4% кода программ на языке FORTRAN, но требуют более половины счетного времени задачи.

Идея векторной обработки циклов такого рода заключается в том, что в систему команд компьютера вводится векторная операция, которая работает со всеми элементами векторов-операндов. При этом реализуются сразу две возможности ускорения вычислений: во-первых, сокращается число выполняемых процессором команд объектного кода, поскольку отпадает необходимость в пересчете индексов и организации условного перехода и, во-вторых, все операции сложения элементов векторов-операндов могут быть выполнены одновременно в силу параллелизма обработки.

Важно отметить еще одну особенность векторной обработки, связанную с количеством элементарных операций цикла: чем больше параллельных операций входит в векторизуемый цикл, тем ощутимее выигрыш в скорости выполнения вычислений, так как сокращается доля непроизводительных временных затрат на выборку, дешифрацию и запуск на исполнение векторной команды.

Первой суперЭВМ, использующей преимущества векторной обработки, была ILLIAC IV (SIMD архитектура). В начале 60-х годов группа все того же Слотника, объединенная в Центр передовых вычислительных технологий при Иллинойском университете, приступила к практической реализации проекта векторной суперЭВМ с матричной структурой. Изготовление машины взяла на себя фирма Burroughs Corp. Техническая сторона проекта до сих пор поражает своей масштабностью: система должна была состоять из четырех квадрантов, каждый из которых включал в себя 64 процессорных элемента (ПЭ) и 64 модуля памяти, объединенных коммутатором на базе сети типа гиперкуб. Все ПЭ квадранта обрабатывают векторную инструкцию, которую им направляет процессор команд, причем каждый выполняет одну элементарную операцию вектора, данные для которой сохраняются в связанном с этим ПЭ модуле памяти. Таким образом, один квадрант ILLIAC IV способен одновременно обработать 64 элемента вектора, а вся система из четырех квадрантов - 256 элементов. В 1972 г. первая система ILLIAC IV была установлена в исследовательском центре NASA в Эймсе. Результаты ее эксплуатации в этой организации получили неоднозначную оценку. С одной стороны, использование суперкомпьютера позволило решить ряд сложнейших задач аэродинамики, с которыми не могли справиться другие ЭВМ. Даже самая скоростная ЭВМ для научных исследований того времени - Control Data CDC 7600, которую, к слову сказать, проектировал "патриарх суперЭВМ" Сеймур Крей, могла обеспечить производительность не более 5 MFLOPS, тогда как ILLIAC IV демонстрировала среднюю производительность примерно в 20 MFLOPS. С другой стороны, ILLIAC IV так и не была доведена до полной конфигурации из 256 ПЭ; практически разработчики ограничились лишь одним квадрантом. Причинами явились не столько технические сложности в наращивании числа процессорных элементов системы, сколько проблемы, связанные с программированием обмена данными между процессорными элементами через коммутатор модулей памяти. Все попытки решить эту задачу с помощью системного программного обеспечения потерпели неудачу, в результате каждое приложение требовало ручного программирования передач коммутатора, что и породило неудовлетворительные отзывы пользователей.

Если бы разработчикам ILLIAC IV удалось преодолеть проблемы программирования матрицы процессорных элементов, то, вероятно, развитие вычислительной техники пошло бы совершенно другим путем и сегодня доминировали бы компьютеры с матричной архитектурой. Однако ни в 60-х годах, ни позднее удовлетворительное и универсальное решение двух таких принципиальных проблем, как программирование параллельной работы нескольких сотен процессоров и при этом обеспечение минимума затрат счетного времени на обмен данными между ними, так и не было найдено. Потребовалось еще примерно 15 лет усилий различных фирм по реализации суперЭВМ с матричной архитектурой, чтобы поставить окончательный диагноз: компьютеры данного типа не в состоянии удовлетворить широкий круг пользователей и имеют весьма ограниченную область применения, часто в рамках одного или нескольких видов задач.

СУПЕРКОМПЬЮТЕРЫ: История и современность.

1.Введение

Я учусь в информационно – математическом классе, где одним из основных направлений является изучение информатики. Мы изучаем компьютеры и их устройство, основы программирования, сферы применения ЭВМ. Каждый школьника сегодня знаком с компьютером, пользуется сотовым телефоном, операционные системы которых совершенствуются день ото дня. Меня заинтересовал вопрос: а есть ли предел этому совершенству? Какая машина на сегодняшний день является самой быстродействующей, и какие перспективы ожидают нас в этом направлении?

2.Немного истории

Первый в мире компьютер появился в 1943 г. во время Второй мировой войны. Изобретатели из Великобритании назвали его «Colossus», а предназначался он для раскодировки немецкой шифровальной машины «Энигма». «КОЛОСУС» насчитывал 2000 электронных ламп и работал с фантастической скоростью, обрабатывая около 25 000 символов в секунду.

Время шло, прогресс не стоял на месте и более новые, скоростные, менее громоздкие ЭВМ изобретались людьми. И сегодня персональный компьютер, который есть дома почти у каждого, может сделать гораздо больше чем его предшественники.

С момента появления первых компьютеров одной из основных проблем, стоящих перед разработчиками, была производительность вычислительной системы. За время развития компьютерной индустрии производительность процессора стремительно возрастала, однако появление все более изощренного программного обеспечения , рост числа пользователей и расширение сферы приложения вычислительных систем предъявляют новые требования к мощности используемой техники, что и привело к появлению суперкомпьютеров.

3.Суперкомпьютер, флопс и закон Мура.

Что же такое суперкомпьютеры? Суперкомпью́тер (англ. supercomputer , СуперЭВМ ) - это вычислительная машина, значительно превосходящая по своим техническим параметрам большинство существующих на данный момент компьютеров. Она позволяет производить сложные расчеты за более короткие промежутки времени. О чем собственно и говорит приставка «Супер» (Super в переводе с английского означает: сверх, над). Любая компьютерная система состоит из трех основных компонентов - центрального процессора, то есть счетного устройства, блока памяти и вторичной системы хранения информации. Ключевое значение имеют не только технические параметры каждого из этих элементов, но и пропускная способность каналов, связывающих их друг с другом и с терминалами потребителей.

Важным показателем производительности компьютера является степень его быстродействия. Она измеряется так называемыми флопсами - от английского сокращения, ( Fl oating point OP erations per S econd , произносится как флопс) - внесистемная единица, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций в секунду выполняет данная вычислительная система. То есть за основу берется подсчет - сколько наиболее сложных расчетов машина может выполнить за один миг.

Началом эры суперкомпьютеров можно, пожалуй, назвать 1976 год, когда появилась первая векторная система Cray 1. Работая с ограниченным в то время набором приложений, Cray 1 показала настолько впечатляющие по сравнению с обычными системами результаты, что заслуженно получила название “суперкомпьютер” и определяла развитие всей индустрии высокопроизводительных вычислений еще долгие годы.

Cray-1, был самым быстродействующим на тот момент времени. Память Cray-1 составляла 8 Мбайт, поделенных на 16 блоков, с суммарным временем доступа 12,5 нс. Имелась и внешняя память на магнитных дисках емкостью около 450 Мбайт, расширявшаяся до 8 Гбайт. Для машины был создан оптимизирующий транслятор с Фортрана, макроассемблер и специальная многозадачная ОС.

За последние 15 лет нормы быстродействия суперкомпьютеров менялись несколько раз. По определению Оксфордского словаря вычислительной техники 1986 года, для того, чтобы получить гордое название «супер ЭВМ», машине нужно было иметь производительность в 10 мегафлоп (миллионов операций в секунду).В начале 90-х была преодолена отметка 200 мегафлоп, затем 1 гигафлоп.

Все компьютеры на планете Земля подчиняются закону Мура: их производительность удваивается каждые полтора года. В 1965 году Гордон Мур, один из основателей Intel, обнаружил следующую закономерность: появление новых моделей микросхем наблюдалось спустя примерно год после предшественников, при этом количество транзисторов в них возрастало каждый раз приблизительно вдвое. Мур пришел к выводу, что при сохранении этой тенденции мощность вычислительных устройств за относительно короткий промежуток времени может вырасти экспоненциально. Это наблюдение и получило название закона Мура. Все развитие электронной промышленности за последние 45 лет только подтверждает правильность этого закона.

4.Применение суперкомпьютеров

А зачем вообще нужны суперкомпьютеры? Раздвижение границ человеческого знания всегда опиралось на два краеугольных камня, которые не могут, существовать друг без друга, - теорию и опыт. Однако теперь ученые сталкиваются с тем, что многие испытания стали практически невозможными - в некоторых случаях из-за своих масштабов, в других - дороговизны или опасности для здоровья и жизни людей. Тут-то и приходят на помощь мощные компьютеры. Позволяя экспериментировать с электронными моделями реальной действительности, они становятся «третьей опорой» современной науки и производства.

Традиционной сферой применения суперкомпьютеров всегда были научные исследования: физика плазмы и статистическая механика, физика конденсированных сред, молекулярная и атомная физика, теория элементарных частиц, газовая динамика и теория турбулентности, астрофизика. В химии - различные области вычислительной химии: квантовая химия (включая расчеты электронной структуры для целей конструирования новых материалов, например, катализаторов и сверхпроводников), молекулярная динамика, химическая кинетика, теория поверхностных явлений и химия твердого тела, конструирование лекарств. Естественно, что ряд областей применения находится на стыках соответствующих наук, например, химии и биологии, и перекрывается с техническими приложениями. Так, задачи метеорологии, изучение атмосферных явлений и, в первую очередь, задача долгосрочного прогноза погоды, для решения которой постоянно не хватает мощностей современных суперЭВМ, тесно связаны с решением ряда перечисленных выше проблем физики. Среди технических проблем, для решения которых используются суперкомпьютеры, укажем на задачи аэрокосмической и автомобильной промышленности (например, этапы проектирования, моделирование краш-тестов), ядерной энергетики, предсказания и разработки месторождений полезных ископаемых , нефтедобывающей и газовой промышленности (в том числе проблемы эффективной эксплуатации месторождений, особенно трехмерные задачи их исследования), и, наконец, конструирование новых микропроцессоров и компьютеров, в первую очередь самих суперЭВМ.

Суперкомпьютеры применяются и для военных целей. Кроме очевидных задач разработки оружия массового уничтожения и конструирования самолетов и ракет, можно упомянуть, например, конструирование бесшумных подводных лодок и др. Самый знаменитый пример - это американская программа СОИ. Уже упоминавшийся MPP-компьютер Министерства энергетики США будет применяться для моделирования ядерного оружия, что позволит вообще отменить ядерные испытания в этой стране.

5.Современные стандарты суперкомпьютеров

Каковы же современные стандарты для суперкомпьютеров?

На последней международной конференции SC11 в Сиэтле был преодолен рубеж в 10 петафолопс, т. е. 10 квадриллионов вычислительных операций в секунду. Такую производительность показал K Computer японской корпорации Fujitsu, содержащий 705 024 процессорных ядра.

На третьем месте – мощнейший суперкомпьютер США с производительностью 1,8 петафолопса, который уже почти три года не модернизировался.

В 2005 году в Америке была представлена задача преодолеть барьер в 1 петафолопс. Эту задачу они выполнили к 2008 года. Но с началом кризиса развитие Американских суперкомпьютеров резко сократилось.

На конференции SC11 был поставлен мировой рекорд скорости передачи информации. Информация из Сиэтла в канадскую Викторию, расстояние между которыми 212 км, передавалась по прямому многомодемовому оптоволокну со скоростью 98 гигабит в секунду. При такой скорости скачивание фильма заняло бы время меньше секунды. Такие высокие скорости передачи данных необходимы для совместной международной обработки данных, получаемых ЦЕРН на Большом андронном коллайдере .

6. Рынок суперкомпьютеров в России.

Во всемирный процесс активизации рынка высокопроизводительных вычислений (HPC) все активнее включается и Россия. В 2003 компания «Paradigm», ведущий поставщик технологий для обработки геолого-геофизических данных и проектирования бурения для нефтегазовой отрасли, модернизировала свой расположенный в Москве центр обработки сейсмических данных, установив серверный кластер IBM из 34 двухпроцессорных серверов на базе процессоров Intel Xeon. Новая система ускорила работу ресурсоемких вычислительных приложений «Paradigm» за счет применения кластерных технологий на базе ОС Linux. Новые возможности проведения более точных расчетов, несомненно, увеличат конкурентоспособность российских нефтяных компаний на мировом рынке.

Двумя важнейшими проэктами 2005 года стала установка суперкомпьютера МВС-15000BM отечественной разработки в Межведомственном Суперкомпьютерном Центре РАН (МСЦ) и установка на НПО <Сатурн> кластера IBM eServer Cluster 1350, включающего 64 двухпроцессорных сервера IBM eServer xSeries 336. Последний является крупнейшей в России супер-ЭВМ, используемой в промышленности, и четвертым в совокупном рейтинге суперкомпьютеров на территории СНГ. НПО <Сатурн> собирается использовать его в проектировании авиационных газотурбинных двигателей для самолетов гражданской авиации. Решаются вопросы и специального инженерного программного обеспечения для моделирования различных высокоэнергетических процессов в химической, атомной и аэрокосмической промышленности. Так, пакет IP-3D предназначен для численного моделирования газодинамических процессов в условиях экстремально высоких температур и давлений, невоспроизводимых в лабораторных условиях.

Еще одним крупнейшим отечественным проектом в области суперкомпьютеров являются российский проект МВС и российско-белорусский СКИФ. Разработка СуперЭВМ проекта МВС финансировалась за счет средств Минпромнауки России, РАН, Минобразования России, РФФИ, Российского фонда технологического развития. В настоящее время машины этой серии установлены в МСЦ РАН и ряде региональных научных центров РАН (Казань, Екатеринбург, Новосибирск) и используются преимущественно для научных расчетов. Так же одним из разработчиков ПО для МВС является фирма «InterProgma», работающая в Черноголовке в рамках уже существующего ИТ-парка. Компания в тесном сотрудничестве с ИПХФ РАН ведет разработку базового программного обеспечения для крупномасштабного моделирования на суперкомпьютерных системах.

В России же СКИФ и МВС пока воспринимаются лишь как академические проекты. Причина этого в том, что крупные российские машиностроительные корпорации, такие как НПО <Сатурн>, предпочитают зарубежные суперЭВМ, поскольку отработанные прикладные решения от мировых лидеров, таких как IBM и HP уже снабжены готовым целевым ПО и средствами разработки, имеют лучший сервис. Сделать МВС и СКИФ востребованными для российской промышленности поможет создание общего вычислительного центра ориентированного на промышленный сектор, с распределенным доступом к машинному времени. Создание Центра резко удешевит затраты на обслуживание суперкомпьютера, а также ускорит процесс создания и систематизации ПО (написание драйверов, библиотек, стандартных приложений).

7.Заключение

Еще 10-15 лет назад суперкомпьютеры были чем-то вроде элитарного штучного инструмента, доступного в основном ученым из засекреченных ядерных центров. Однако развитие аппаратных и программных средств сверхвысокой производительности позволило освоить промышленный выпуск этих машин, а число их пользователей в настоящее время достигает десятков тысяч. Фактически, в наши дни весь мир переживает подлинный бум суперкомпьютерных проектов, результатами которых активно пользуются не только такие традиционные потребители высоких технологий, как аэрокосмическая, автомобильная, судостроительная и радиоэлектронная отрасли промышленности, но и важнейшие области современных научных знаний.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png